Найти в Дзене
История войн и оружия

Танк Т-44 несостоявшийся преемник Т-34-85.

Т-44
Т-44

Поскольку Т-34-85 созданный осенью 1943 г. оказался машиной предельных значений, то есть усилить вооружение и бронезащиту уже было невозможно началась работа над новым танком.

Сначала решили уменьшить моторно-трансмиссионное отделение, которое занимало 47,7 % длины корпуса. Башня из-за этого была смещена вперед, это приводило к повышенной нагрузке на передние опорные катки, с другой стороны нельзя было разместить люк механика-водителя на крыше корпуса.

Попытка разместить 100-мм орудие не удалась, потому что нужно было менять конструкцию корпуса, так как погон диаметром 1 700 мм не вписывался в его габариты.

Начался переход к другой компоновке, осенью 1943 г. в КБ (отдел № 520) Уральского танкового завода № 183 имени Сталина в Нижнем Тагиле начали проектировать новую боевую машину, которая, будет иметь колоссальный резерв для модернизации и определит лицо послевоенного танкостроения.

В ноябре 1943 г. директор завода Ю. Максарев и главный конструктор А. Морозов доложили наркому танковой промышленности В. Малышеву ориентировочные характеристики и представили макет танка "объект 136" и индекс Т-44.

Первый опытный образец Т-44 с 85-мм пушкой Д-5Т. Февраль 1944 года.
Первый опытный образец Т-44 с 85-мм пушкой Д-5Т. Февраль 1944 года.

Чтобы сократить МТО двигатель был установлен поперек корпуса и соединены с коробкой передач повышающим редуктором ("гитарой"). Одновременно высоту МТО уменьшили в два раза, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров V-образного двигателя к борту. Вместо вентилятора, который выступал за габариты картера поставили компактный маховик.

Дизель смонтировали на низкой, жесткой и легкой подмоторной раме, в итоге высота корпуса уменьшилась. Радиатор системы охлаждения двигателя установили поперек корпуса позади коробки передач.

Вентилятор приводился от коробки передач через фрикцион, что исключало его поломку при изменении режима работы двигателя. Его сместили к кормовому листу.

Такая компоновка улучшила охлаждение агрегатов трансмиссии.

Размеры увеличенного боевого отделения позволяли установить 122-мм пушку и сместить башню почти в середину корпуса. Угловые колебания корпуса при движении машины почти не мешали точной стрельбе, экипаж меньше утомлялся.

Танк Т-44А с 85-мм пушкой С-53, на государственных испытаниях. Сентябрь 1944 года.
Танк Т-44А с 85-мм пушкой С-53, на государственных испытаниях. Сентябрь 1944 года.
Серийный средний танк Т-44. 1945 год.
Серийный средний танк Т-44. 1945 год.

Смещение башни назад освободило на крыше корпуса место для люка механика-водителя, стрелка-радиста убрали, так как огонь из курсового пулемета из-за плохого обзора был малоэффективным, а функции радиста передали командиру танка, как на Т-34-85. На его месте поставили топливный бак и боеукладку для пушки. Избавились от громоздких надгусеничных ниш.

В ходовой части применялась торсионная подвеска. Гусеницы были как у Т-34 с гребневым зацеплением.

Первый прототип Т-44 весом 30,4 т разработали в декабре 1943 - январе 1944 г. За счет компактного МТО длина боевого отделения увеличилась на 430 мм, высота танка на 210 мм. Толщина брони верхнего лобового листа была больше 75 мм, верхний вертикальный бортовой лист имел толщину 45 мм и закрывался накладным бронелистом в 30 мм. Лоб башни имел толщину 90 мм. На танке установили дизель В-2ИС мощностью 500 л. с.

В январе - феврале 1944 г. изготовили три опытных образца. Первые два танка получили 85-мм пушку Д-5Т со спаренным пулеметом ДТ, второй пулемет установили в верхнем лобовом листе корпуса. Третий опытный образец Т-44-122 получил 122-мм пушку Д-25-44, которая была специально разработана на заводе № 9. В отличие от пушки Д-25Т у нее была на 2 - 4 % уменьшена мощность выстрела, откатные части имели меньшую массу и унитарное заряжание. На первом и третьем танках диаметр башенного погона был 1 800 мм, на втором - 1 600 мм.

Второй прототип танка с 19 февраля по 5 марта 1944 г. проходил испытания на НИБТПолигоне, были выявлены много конструктивных недостатков. В мае 1944 г. изготовили два танка Т-44 с устраненными недостатками.

Один танк испытали на НИБТПолигоне в июне - июле 1944 г., в августе - сентябре 1944 г. изготовили танк третьей модификации - Т-44А.

Именно этот танк 23 ноября 1944 г. приняли на вооружение. 18 июля 1944 г. ГКО обязал танковый завод № 75 выпускать 300 танков в месяц. Ему передавали уцелевшее оборудование довоенных заводов № 183 и № 75. Потом в состав завода № 75 включили завод № 38.

Первые 5 серийных машин вышли из цехов харьковского завода в ноябре 1944 г. В том же году изготовили 25 танков, в 1945 г. - 880, всего армия до завершения производства в 1947 г. получила 1 823 Т-44.

На фронт танк так и не попал, но в тылу танкистов для Т-44 обучали в трех гвардейских танковых училищах. В каждом из них учились больше 1 000 курсантов.

Т-44М с десантом на занятиях. Март 1973 года.
Т-44М с десантом на занятиях. Март 1973 года.

В ходе работ по усилению огневой мощи Т-44 на танк ставили 100-м пушки Д-10Т и ЛБ-1. Д-10Т при стрельбе раскачивала танк и создала люфт в башенном погоне. Испытания с пушкой ЛБ-1 закончились лучше, но военных не устраивал дульный тормоз орудия. Танки на вооружение не приняли.

Попади Т-44 на фронт он бы не смог пробить "Пантеру" в верхнюю лобовую деталь корпуса, но сам бы выдержал ее огонь. Не пробивать Т-44 должен был и "Королевский Тигра" с его 88-м орудием длиной в 71 калибр. Но при обстреле Т-44 хотя верхняя лобовая деталь не была пробита, но начались проблемы со сварными швами, нижняя лобовая деталь корпуса отломилась от корпуса и появились трещины в днище корпуса.

Т-44 стал промежуточной модели к среднему танку Т-54, поэтому машины эксплуатировались в войсках одновременно.

В 1961 г. агрегаты силовой установки, трансмиссии и ходовой части Т-44 унифицировали с Т-54. Двигатель В-44 заменили на В-54, увеличилась емкость топливных баков и возрос запас хода.

Убрали бортовые фрикционы и ввели двухступенчатые планетарные механизмы поворота. В ходовой части использовали гусеничный движитель цевочного зацепления и новые штампованные опорные катки.

Корпус, башня и вооружение танка остались без изменений. Боекомплект увеличился до 61 выстрела. Был установлен ночной прибор механика-водителя ТВН-2 и радиостанция Р-113. Машина получила наименование Т-44М.

В 1963 г. на базе Т-44М создали командирский танк Т-44МК. Он получил две радиостанции Р-112 и Р-113. Дополнительное радиооборудование уменьшило боекомплект на 15 выстрелов и 441 патрон и потребовало изъятие курсового пулемета.

В 1966 г. танк Т-44М получил двухплоскостной стабилизатор вооружения. Эта машина получила индекс Т-44С. В Советской армии модернизированные танки оставались на вооружение до 1980-х гг. и использовались в учебных частях. Немодернизированные танки переделали в бронированные тягачи БТС-4, они также использовались в укрепленных районах.

На базе Т-44 разработали долговременную огневую точку для Группы Советских войск в Германии, помимо танковой башни имелись железобетонные конструкции, которые перевозились на грузовиках. В месте размещения ДОТа рыли котлован, собирали помещение для расчета, галерею аварийного выхода и вертикальной шахты-колодца, которая заканчивалась танковой башней. Потом котлован засыпали.

ДОТ на базе Т-44 на советско-китайской границе.
ДОТ на базе Т-44 на советско-китайской границе.

Т-44 хотя и не участвовал в боевых действиях, смог засветиться в кино. Он появлялся в фильме "Офицеры", "Отец солдата" и эпопее "Освобождение".

Несколько Т-44 переодели в "Тигры". Впоследствии "Тигры" снимались еще 10 - 15 лет до полного износа, в настоящее время на военно-технической базе "Мосфильма" их давно нет.

Спасибо за прочтение.

Источник: Средние танки Т-44