Найти в Дзене
Секреты автоперекупа

Тяжелые мотоциклы Урал в СССР. Мечта советского работяги и колхозника. За что их так полюбили наши отцы и дедушки

К большому сожалению, в Советском Союзе автомобильная индустрия более-менее начала развиваться лишь с приходом 1970-х годов. Однако и это нельзя было назвать прорывом, ибо большей части населения машины были по-прежнему недоступны и их приходилось выжидать годами в очереди либо же, становиться успешными спортсменами, артистами, космонавтами либо передовиками производства. Именно поэтому мотоциклы были куда более распространены, да и ассортимент их на рынке СССР был не таким уж и скудным. Конечно же, был такой прекрасный во многих отношениях мотоцикл из Чехословакии – Jawa 350-634, который в СССР продавался с начала 70-х. Он в моде при любой погоде и даже сейчас многие отзываются о такой технике с придыханием.

Также, был бешеный байк ИЖ Планета Спорт, который всех поражал своими динамическими качествами – на момент опять же, 1970-х годов. Ну и, о крепких середнячках типа Чезет, ИЖ, Восхода и Минска тоже забывать не следует. Однако на их фоне лишь одно семейство выделялось по-настоящему сильно – это тяжелые мотоциклы семейства Урал.

Урал М-61.
Урал М-61.

Ближайший конкурент Уралам – тяжелые мотоциклы Днепр, которые были созданы по образу и подобию, проще говоря, по лицензии немецких БМВ для мотопехотных соединений Вермахта. Однако ценились украинские модели меньше, чем те, которые выпускались на Ирбитском мотоциклетном заводе и есть на то свои причины.

Думается, главная причина – это то, что Уралы, хоть ненамного, но были более совершенными по технике, нежели Днепр. Во-вторых, производственный потенциал завода в городе Ирбит был несравнимо выше и на рынок завод поставлял свою продукцию в гораздо большем количестве, нежели конкурент. Более того, и запчасти на Урал было куда проще найти, нежели на Днепр. Собственно, именно мощь Ирбитского завода и предопределила на многие годы интерес к его технике, а киевский Днепр же, начал «сдуваться» к середине 1980-х годов и после развала СССР стремительно пошел ко дну, привлекая лишь единичных покупателей на свою технику.

Уралы активно использовались в милиции, причем ГАИшникам позволялось ездить на мотоцикле без бокового прицепа - так улучшалась и маневренность, и динамические характеристики.
Уралы активно использовались в милиции, причем ГАИшникам позволялось ездить на мотоцикле без бокового прицепа - так улучшалась и маневренность, и динамические характеристики.

Но не будем отвлекаться от главного – почему же, все-таки, о мотоциклах Урал в СССР мечтали работяги и сельские жители, колхозники? Наверное, вы спросите – а почему городские обитатели не смотрели в сторону такой техники? Пожалуй, и горожане тоже имели виды на Уралы, однако в основном, это были люди семейные, которые себе машину позволить не могли. А вот остальным малая маневренность, громоздкость Уралов вряд ли, могла понравиться.

Все-таки, не забываем, что данные мотоциклы относятся к категории тяжелых и их нужно было ставить на учет в военкомате – на случай глобального конфликта СССР со странами НАТО или США. Это тоже влекло дополнительное обременение, поэтому Урал покупался, в основном, по причине востребованности из-за чего либо, а для эстетики была та же Ява, от которой прекрасный пол был просто без ума.

А что Урал? Этот мотоцикл относительно слабо предназначен для езды по хорошим асфальтовым дорогам – на это намекают и сильные вибрации от двигателя, и повышенный расход четырехтактного мотора, и не самая хорошая устойчивость мотоцикла при скоростях выше 70-ти километров в час.

Модель ИМЗ-8.103 в любительском варианте экспедиционного мотоцикла.
Модель ИМЗ-8.103 в любительском варианте экспедиционного мотоцикла.

Зато, Урал хорош при езде по проселочным дорогам. Его подвеска обеспечивала высокую плавность хода. При этом она еще и крепкая, что вкупе с крепкой рамой самого мотоцикла, массивной коляской для него обеспечивало высокую грузоподъемность. На Уралах перевозили в советское время все – от стогов сена до каких-то тяжелых строительных материалов, бревен, что опять же, актуально для провинции, деревень и сел.

Кроме того, Урал еще и по бездорожье умеет хорошо ездить – четырехтактные моторы с рабочим объемом в 650, 750 кубических сантиметров и мощностью от 23 до 40 лошадиных сил обладают шикарной тягой на низких и средних оборотах, поэтому на Урале можно в натяг преодолевать вязкую грязь или даже, снежные сугробы, но при условии «зубастой» резины – впрочем, другая на советские мотоциклы и не ставилась.

Дополнительным бонусом Уралов является возможность установки разных вариаций бокового прицепа. Можно установить люльку под посадку 2-3 человек, грузовой рамный борт, люльку с багажным отделением и с крытым верхом, и многое другое. Наверное, теперь вы понимаете, почему мотоцикл был мечтой семьянинов, работяг и колхозников.

Урал М-67.
Урал М-67.

Наиболее распространенными моделями семейства Урал в советское время были:

· М-67;

· М-72;

· М-62;

· ИМЗ-8.103.

Каждый из них достоин отдельной темы для обсуждения, ибо ценовая категория у мотоциклов разная. В свою очередь, отличаются они рядом технических нюансов, конфигурацией рамы, навесного оборудования, трансмиссией и так далее. Но в любом случае, главными достоинствами Ирбитских мотоциклов являлись и являются тяговитые моторы, комфортная подвеска и сиденья, высокая грузоподъемность и выносливое шасси.

В настоящее время, предприятие продолжает функционировать и выпускает ряд классических мотоциклов с 750-кубовыми движками. Однако вся продукция Урал сейчас, в основном, идет на экспорт. Между тем, цены на модели нешуточные и большая их часть предлагается по цене Лады Веста в не самой бедной комплектации.

А вам нравятся мотоциклы Урал? Пишите свои воспоминания, отзывы и мнения в комментариях. Также, ставьте лайк и подписывайтесь нам мой канал. Спасибо.