Найти тему
MILITAN

"Молниеносные" факты о невероятном истребителе P-38 Lightning.

Оглавление

Это было 14 апреля 1943 года. Американская разведка только что взломала зашифрованную японскую передачу, из которой стало известно, что командующий японским императорским флотом адмирал Исороку Ямамото через четыре дня вылетит из Рабаула, что в Новой Гвинее, на остров Балале на Соломоновых островах. Из перехваченного донесения стало известно, что два средних бомбардировщика будут задействованы в перевозке адмирала и его штаба. Ещё шесть истребителей в сопровождении.

P-38 Lightning art. "Молниеносные" факты о невероятном истребителе P-38 Lightning
P-38 Lightning art. "Молниеносные" факты о невероятном истребителе P-38 Lightning

Группа вылетела сразу после рассвета 18 апреля. Хотя два самолета были вынуждены повернуть назад из-за механических проблем, 16 оставшихся достигли цели чуть более чем за два часа, прибыв всего на одну минуту раньше графика. Встретив вражеские самолеты, P-38 захлопнули ловушку. Как и ожидалось, японские истребители вылетели на перехват атакующих, не заметив четыре Молнии, целью которых были бомбардировщики. Самолет Ямамото был сбит и развалился над джунглями одного из островов. Изрешеченное пулями тело адмирала было выброшено из самолета. Его найдут на следующий день всё ещё пристегнутым к креслу и сжимающим меч. Операция "Возмездие" только укрепила репутацию P-38, как одного из самых универсальных и смертоносных американских самолетов Второй мировой войны. Представляю Вашему вниманию удивительные факты об этом интереснейшем самолете:

Не традиционная компоновка.

История P-38 Lightning - единственного американского истребителя, находившегося в непрерывном производстве на протяжении всего участия США во Второй мировой войне, началась в 1937 году. Именно тогда американские военные инженеры объявили о создании цельнометаллического высотного истребителя, способного развивать скорость 580 км/час и подниматься на высоту 6 километров менее чем за 6 минут.

Несмотря на то что авиастроительная компания Lockheed никогда до этого не строила боевых самолетов, она захотела поучаствовать в тендере ВВС на поставку высотного истребителя. Чтобы удовлетворить требования заказчика, инженеры фирмы выбрали двухмоторную конструкцию. Их прототип отличался новаторской двухбалочной компоновкой с кабиной летчика и вооружением, расположенной в гондоле между ними. Силовая установка - это пара 12-цилиндровых двигателей Allison, которые развивали мощность 1000 л.с. каждый и вращались в противоположных направлениях.

Уникальная и нетрадиционная компоновка дала самолету некоторые неожиданные преимущества. Благодаря расположению вооружения прямо перед летчиком, а не в (на) крыльях, как у большинства одномоторных истребителей той эпохи, точность стрельбы была значительно лучше. Другим истребителям приходилось настраивать сведения орудий на определенное расстояние, что вынуждало летчиков вести погоню до тех пор, пока вражеский самолет не окажется на нужном расстоянии в перекрестии "смертоносных лучей". У летчиков, летавших на P-38, этот процесс был гораздо проще. Залп орудий мог поразить любую цель на расстоянии 900 метров.

P-38 Lightning art
P-38 Lightning art

Рекламный ход. Заинтересовать армию.

После почти двух лет разработки, в январе 1939 года у Lockheed наконец появился готовый к испытаниям прототип. Летчик-испытатель армии США Бенджамин С. Келси предложил проверить новую машину, совершив перелет из Калифорнии в Нью-Йорк. Прототип XP-38 выполнил эту задачу за рекордные семь часов и две минуты всего с двумя остановками для дозаправки. Несмотря на то, что при заходе на посадку самолет был потерян, произошло обледенения карбюратора, и Келси пришлось посадить его на поле. Командование было достаточно впечатлено, чтобы для дальнейших испытаний заказать 13, а затем еще 30 серийных моделей.

В течение следующих двух лет компания Lockheed продолжала модифицировать и улучшать Молнию. С вступлением США во Вторую мировую войну военные реквизировали 527 улучшенных моделей (с литерой "E") и с тех пор заказы только увеличивались. К 1945 года было выпущено 10 000 единиц P-38 почти в 30 различных вариантах.

Не лишенный серьезных недостатков.

Нетрадиционный дизайн P-38 сопровождался рядом проблем. Самой худшей из которых была тенденция самолета становиться неустойчивым при высокоскоростном пикировании. Во время таких маневров хвост самолета сильно трясло, а нос сильно тянуло вниз. В таких ситуациях летчики сообщали об отказе управления, что зачастую приводило к необходимости покинуть самолет. Позже проблема была исправлена с помощью сервомеханизмов, вертикальных рулей высоты и закрылок для пикирования.

Сдвоенные двигатели P-38 также представляли опасность, особенно если один из них выходил из строя. Результатом становилось внезапное рыскание в направлении заглохшего двигателя, после чего самолет переворачивался и неуправляемо падал.

Летчики, летавшие на Молниях, так же недолюбливали фонарь самолета, который, несмотря на преимущество свободного обзора, не мог приоткрываться, как на одномоторных истребителях, что создавало невыносимую жару внутри кабины, особенно в более теплом климате. При выполнении заданий в тропиках на малой высоте летчики зачастую летали в шортах и футболках. Но и это не всё. Поскольку кабина находилась вдали от тепла двигателей, в ней было очень холодно зимой или на очень больших высотах.

Кабина P-38 Lightning
Кабина P-38 Lightning

Один из первых.

На момент вступления США в войну P-38 был самым передовым истребителем в составе американских ВВС и смог записать на свой счет несколько первых сбитых вражеских самолетов в ходе конфликта. 9 августа 1942 года два Р-38, совершавшие дальнее патрулирование над Алеутскими островами Аляски, сбили пару японских летающих лодок. Неделю спустя была одержана первая воздушная победа над самолетом нацистской Германией, когда P-38, базирующийся в Исландии, уничтожил бомбардировщик Focke-Wulf Fw 200 Condor над Северной Атлантикой.

Немцы считали его не эффективным.

Пилоты Люфтваффе впервые массово столкнулись с P-38 в небе над Северной Африкой в конце 1942 года. Они обнаружили, что Молния медленнее и менее маневренны, чем другие фронтовые истребители союзников.

"Его было легко сжечь. Однажды в Африке мы встретили восемь P-38 и сбили семь. Они летали низко и медленно!", из воспоминаний аса-истребителя люфтваффе Курт Бюлиген. Адольф Галланд был столь же пренебрежителен - "Наши истребители явно превосходили его!".

Вилкохвост.

Хотя P-38 не был таким маневренным и быстрым, как многие одномоторные истребители, но он выполнял множество других задач с большой эффективностью. Молния мог нести шесть 500-фунтовых (227 кг) бомб, что позволило ему зарекомендовать себя в качестве легкого бомбардировщика. Вооруженный 10-ю ракетами HVAR в купе с четырьмя 12,7-мм пулеметами и 20-мм пушкой в носу, он был очень опасен в атаке по наземным целям. После нескольких первых столкновений немецкая пехота окрестила его "дьявол вилкохвост" (или что-то в этом духе fork-tailed devil). Оснащенные радаром Молнии стали мощными ночными истребителями. Другие служили в фоторазведке. В общей сложности P-38 совершили 130 000 боевых вылетов в войне в Европе с впечатляющим показателем потерь в 1,3 процента.

Не везет в Европе, повезет на Тихом океане.

Несмотря на неоднозначные характеристики, полученные в боях над Северной Африкой и Европой, P-38 внес большой вклад в войну с Японией. Его огромный радиус действия оказался особенно ценным на открытых просторах Тихого океана. Хотя он не мог потягаться в скорости с Mitsubishi Zero, Р-38 мог подниматься выше и на гораздо большей скорости подъема, чем японский перехватчик. Кроме того, он имел возможность сбить A6M одним выстрелом. Фактически истребители Молния уничтожили больше вражеских самолетов в войне на Тихом океане, чем любой другой истребитель ВВС США, сбив в общей сложности 1800 японских самолетов.

Кстати, первым американским самолетом, приземлившимся на японской земле после капитуляции Токио, были Lockheed Р-38 Lightning. Произошло это 26 августа 1945 года. Патруль, состоявший из двух истребителей, был вынужден сесть на территории островного государства после того, как у одного из них закончилось топливо. Фактически они прибыли в Японию на два дня раньше делегации генерала Макартура. Согласно одной из версий, командир базы лично передал свой меч двум изумленным летчикам, после чего американцы встретились с местными высокопоставленными лицами и даже провели импровизированную демонстрацию полетов.

Любимый самолет американских асов

Ведущие летчики США летали на P-38. Ричард Бонг, лучший американский ас Второй мировой войны, предпочитал Молнию. Бонг, который сам называл себя никудышным стрелком, вероятно, извлек выгоду из установленных в носу пушек, которые обеспечивали повышенную точность в воздушных боях. Томас Макгуайр, второй по рейтингу ас Америки (38 сбитых самолетов) также летал на P-38. Не менее 100 асов ВВС США на Тихом океане летали на Молниях.

Ричард Айра Бонг и его жена, именем которой был назван его самолет Р-38J-15-LO, Мардж
Ричард Айра Бонг и его жена, именем которой был назван его самолет Р-38J-15-LO, Мардж

Затмение.

После поражения Японии практически сразу были отменен заказ на более чем 1800 "Молний". Они уступили место более совершенным машинам с большой дальностью действия. А когда появились первые реактивные истребители, его очень быстро вывели из эксплуатации.

В 1946 году в Италию было продано сто законсервированных самолетов по той же схеме. Гондурас и Доминиканская Республика получили небольшие партии P-38 и использовали их до 1950-х годов. Позже некоторые из них были проданы неизвестным частным покупателям всего за 1200 долларов за единицу. За исключением нескольких машин, попавших в музеи, львиная доля Р-38 отправилась в лом.

P-38 вдохновляет

Несмотря на устаревание, революционная конструкция Молнии проложила путь для других самолетов, таких как Northrop P-61 Black Widow, De Havilland Vampire и Fairchild C-119 Flying Boxcar, которые имели двойные гондолы в стиле Р-38.

Говорят, что не только самолеты позаимствовали внешний вид Молнии. Например, бросающиеся в глаза "хвостовые плавники" Cadillac 1948 года или передняя часть Studebaker Starlight Coupe 1950 года предположительно были подсмотрены с образа Р-38.

Легенда о Молнии продолжает жить и по сей день. Многоцелевой истребитель Lockheed Martin F-35 получил от производителя название Lightning II в честь знаменитой боевой птицы 1930-х годов.

Действующие экземпляры.

В музее полетов Lone Star и музее авиации и космонавтики Evergreen находятся пригодные для полетов истребители Молния, а в музее авиации Янкса в Калифорнии хранится его разведывательный вариант.

Возможно, самый интересный P-38, который все еще летает, это Glacier Girl ("Ледяная девушка"). Потерянный у берегов Гренландии во время конвоя самолет оставался погребенным во льду в течение долгих 50 лет. Команда энтузиастов-реставраторов подняла обломки и потратила десятилетие на его восстановление. В том же месте был обнаружен еще один Р-38, и сейчас ведется работа по возвращению его к жизни.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
MILITAN

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399