Все мы знаем что транспорт бывает разным, личный, общественный, служебный, но мало кто вспомнит или назовет очень интересную категорию транспорта ВЗТ. Расшифровывается эта аббревиатура просто: внутризаводской транспорт. Завод это всегда огромные территории и работают там совсем не офисные клерки, которые тяжелее ручки в руки ничего не берут. Здесь требуется что-то перевозить по цеху или территории. На любом серьезном заводе вы увидите какую-нибудь достаточно странную повозку снующую между цехами. Вот а таком виде транспорта я и хочу вам сегодня рассказать.
Очень часто подобные конструкторские решения напоминают автомобильного Франкельштейна. Складывается впечатление, что делали их из того что попадало в руку, причем в совершенно случайном порядке. Да и сварщик все это дело варивший был изрядно не трезв. Самое интересно, что такие с первого взгляда нелепые механизмы эффективно справляются с возложенными задачами.
Однако не редко бывает, что для внутризаводских нужд нет необходимости мастерить, что-то сильно уникальное, и можно просто взять шасси от списанного грузовика, поставить на него оригинальную конструкцию под свои нужды и этого хватает. Обычно такие ВЗТ используют на автобазах. Там не требуется ничего сложного. Просто перетаскивать неисправную технику по территории.
Кстати очень любимым видом ВЗТэшек являются пикапы. Мужиков с руками на автозаводах или ремонтных предприятиях всегда хватает. Поэтому часто там берут какой-нибудь отживший свое отечественный автомобиль, или несколько, выкидывают лишнюю пассажирскую начинку, усиливают кузов, ремонтируют и получают рабочую лошадку. Причем очень часто на подобных переделках сохраняются государственные номера и они даже встречаются на улицах.
Но вернемся к более узкоспециализированным автомобилям для внутренних нужд. Дело в том, что у наших советских предприятий есть одна часто встречающаяся болезнь. Это неудобная, узкая планировка. Когда их делали, часто не сильно заморачивались комфортом и возможностями дальнейших перспектив развития. Очень часто делалось это из соображений экономии. Чем ближе между собой цеха, тем короче коммуникации. А за экономию средств в СССР премировали. Вот и получалось, проектировщик получил дополнительные деньги, а те кто потом здесь вынуждены работать, получили головную боль. Что бы как-то с этим справится, на заводах делали урезанные версии базовых шасси. Для того, что бы меньше вносить изменений, брали обычно ЗИЛы или ГАЗы.
Но не стоит думать, что ВЗТэшки это всегда что-то слепленное на коленке, без особого проекта. На серьезных предприятиях типа ЗИЛ или ГАЗ к решению подобной проблемы подходили со всей ответственностью. Здесь не встретишь кустарщину по принципу, тут отрезали, а здесь наварили, просто потому что так показалось удобнее. Здесь этой темой занимались настоящие конструктора, и например ЗИЛовские АТУ-100 делали массово и по настоящим, утвержденным чертежам. Причем на протяжении почти сорока лет с 1948го по 1985 год.
А вы встречали подобные чудо-машинки?