Наверняка мало кому доводилось видеть шины самолётных шасси квадратной формы. Потому что в основном они все круглые. Однако бывают случаи, когда вот такие квадратные колёса техники ставят прямо на шасси пассажирского самолёта. Причём даже не утруждаются закрыть такое квадратное колесо защитным кожухом.
В итоге пассажиры смотрят на сильно сдутое колесо и начинают накручивать себе всякое. Мол, почему квадратное? Почему все остальные нормально накаченные, а одно с отрицательным давлением внутри? А треугольной формы колёса будут?
Ну что ж, давайте разбираться.
Итак, многие из вас уже знают, что шины самолётных шасси накачены не воздухом, а азотом. Это связано с тем, что азот практически при любых температурах сохраняет постоянное давление. А вот если бы шины авиалайнеров были накачены обычным атмосферным воздухом, которым мы дышим, то из-за наличия в воздухе влаги и паров воды на сильном морозе на большой высоте внутри шины скапливались бы льдинки.
Также кислород в воздухе является окислителем, он легче проникает сквозь микрозазоры, чем более вязкий газ азот. И поэтому на больших давлениях азот более предпочтителен. Но как закачать в самолётную шину азот, если она надевается на диск, уже с воздухом внутри?
И действительно, на самолётных шиномонтажках изношенные шины меняют точно также, как и на автомобильных. На специальном станке их снимают с дисков и ставят новые. Однако внутри шины при этом находится обычный воздух при атмосферном давлении.
Так вот, чтобы этот воздух вместе с кислородом и парами воды оттуда убрать, из шины нужно откачать воздух. Т.е. произвести вакуумирование.
Этот процесс хорошо знаком так называемым "мамкиным гонщикам", которые тоже любят закачивать в шины своих быстрых автомобилей азот вместо воздуха, как бы намекая, что уж они-то точно знают толк в быстрой езде. И чтобы заменить воздух на азот, его из шины нужно откачать.
В процессе вакуумирования шина начинает выглядеть как шестиугольник:
Почему как шестиугольник?
Потому что профиль шины конкретно в этом случае небольшой, потому и шестиугольник. Была бы резина высокопрофильной, типа внедорожной, то мог бы получиться квадрат, прямо как у самолёта на верхнем фото.
Так вот, возвращаясь к самолётам, нужно отметить, что шины под вакуумом частенько отдают техникам сразу под установку на шасси. И это строго говоря не совсем правильно. Потому что качать азот должны на авиационной шиномонтажке. И уже закаченное азотом под нужным давлением колесо нужно транспортировать к самолёту и в нормальном круглом виде ставить.
Однако здесь есть вот какой нюанс: колесо под нормальным давлением в 14 - 15 атмосфер - это фактически сосуд под опасным давлением, и его нужно праильно транспортировать на специальном оборудовании. Оно не всегда бывает на месте, а может и просто быть в ремонте.
И тогда техникам приходится ставить сдутое под вакуумом колесо квадратной формы. Потому что его можно везти как попало на любой тележке. Оно же не представляет опасности, поскольку не под давлением.
Так это сдутое колесо ставится на самолёт и может простоять там на радость глазеющим пассажирам от нескольких минут до нескольких часов. Пока техник не придёт с баллоном азота и не накачает его.
Так что не удивляйтесь сильно, если увидите в аэропорту квадратное от вакуума колесо на самолёте - это просто его не успели накачать.