Людям нужны тактильные контакты. По манере обниматься мы можем многое узнать о человеке. Боится он объятий (психотравма), охотно обнимается (уверен в себе, либо нуждается в энергии) или обнимает сам, не желая ответных (склонен доминировать).
Ну, во-первых, объятия связаны с двумя вещами:
- доверие
- желание обладать
Мы позволяем себя обнять - значит, мы доверяем.
Мы обнимаем и не хотим отпустить - значит, мы хотим это себе, хотим владеть этим и доминировать.
Не все знают, но это факт - мужчина обнимает женщину покрепче иногда инстинктивно, иногда умышленно, потому что природа придумала так, что на приятную теплую тесноту (как у мамы в матке) у нас выделяется окситоцин.
Но и когда мы крепко обнимаем кота (дети), игрушку, мамину ногу (дети) у нас тоже возникает любовь - как будто тот, кого мы обнимаем, тоже обнимает нас. Приближение другого теплого тела без агрессии часто оказывает даже лечебное воздействие.
Когда мать обнимает ребенка, ребенок перестает бояться. Те родители, которые в этот момент отталкивают сыночка или дочку со словами "Чего ты боишься? Давай сама!" не приучают к самостоятельности, а приучают к отчаянию, вечному страху и покинутости.
Обнимание - это важная часть любви. Обнимаются все животные. Прикасаются друг к другу, трутся, толкаются, облизывают друг друга. Тактильный контакт очень важен.
Профессор Гарри Фредрик Харлоу выяснил, что обезьянята нуждаются в объятиях больше, чем в еде.
Шпиц Рене Арпад (Spitz Rene Arpad) (29 января 1887 года, Вена – 14 сентября 1974 года, Денвер, Колорадо) - психоаналитик и психиатр выявил последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми (эффект "госпитализма"). Шпиц констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 месяцев.
Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требуя мать или того, кто может ее заменить, а через месяц у него появляется реакция бегства по отношению к тому, кто к нему подходит.
Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума: он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение "депрессии зависимости".
*Не будем обсуждать как и где он проводил такие эксперименты.
КУПИТЬ книгу на Литрес
Люди, которые не получали объятий в детстве, во взрослом возрасте часто испытывают к ним отвращение.
Какая польза нам в доверительных объятиях?
Окситоцин, который выделяется при объятиях, опять же убивает кортизол и норадреналин не хуже медитаций и упражнений йоги и тай-цзы. В том и опасность объятий, когда мы привыкаем все свои тревоги лечить у партнера и не можем заменить их ничем. Но кот или собака тоже подойдут. И они вам точно не изменят.
И тем не менее, объятия полезны. Окситоцин понизит частоту сердечных сокращений, уменьшает создание гормонов стресса (кортизола и норадреналина). В результате сосуды укрепятся.
Теперь понимаете, почему люди в стрессе ищут секса? Особенно мужчины. Женщины предпочли бы (возможно) просто теплые обнимашки, но если это обнимашки с мужчинами, то, скорее всего, секса будет не избежать.
Обнимашки помогает быстрее справиться с воспалениями и последствиями инсульта. Никакой мистики - обнимашки снимают напряжение в теле, результат - лимфа и кровь начинают лучше двигаться по телу.
Кстати, напряжение стресса, часто вызывает непреодолимое желание заняться сексом по простой причине - тело знает, что сеанс эротики даст потом возможность расслабиться. Поэтому, если у вас нет никого под рукой, кто захотел бы вас обнимать и ласкать, а практику медитации вам осваивать лень, то на помощь может прийти простое рукоблудие, по-научному мастурбация.
По большому счету, собственно сексуальное влечение я бы не стала связывать со стрессом, хотя временами именно стресс толкает мужчин в объятия друг к другу. Например, на необитаемом острове)). А потом, вернувшись в привычные условия, они теряют друг к другу всяческий интерес. Однако, если они успели в это время настрогать детей, то придется им решать как-то этот вопрос.
Хотя полно семей, которые как-то прижились друг к другу, хотя объятия они теперь ищут на стороне.
Кстати! В какой-то степени объятия нам может заменить разговор с человеком, который нам эмпатирует, у него приятный голос и комфортное дыхание.
Основной женский стресс разводов сорока-пятидесяти лет то, что в начале менопаузы обнимашки просто необходимы, а муж уходит к другой. Но ему, стареющему тоже нужна теплое, мягкое молодое тело. У него тоже стресс. Возможно, поэтому многим везет на молодого любовника, который предоставляет свои обнимашки взамен взрослого женского опыта. Объятия понижают давление, снижают стресс панических атак и вообще тревогу перестройки организма.
Подержать за руку или обнимать человека, который испытывает боль - это как анальгин. В чем тут прикол? В том, что мозг воспринимает два сигнала:
- приятное, теплое слияние объятия
- боль, агрессию
Объятие дает команду организму выделить гормоны удовольствия, а они нейтрализуют гормоны опасности, которые провоцирует боль.
*Вот тут есть некий секрет мазохизма, кроме прочих других причин, конечно.
**Но если родитель удерживает маленького ребенка силой, чтобы тот прошел страшную медицинскую процедуру, то тут совсем другая реакция. Это двойное насилие. Совсем другое дело, когда мать играет с ребенком, они смеются, обнимаются и маленкий укольчик доктор быстро делает в процессе игры - ребенок не успевает осознать боль, а неосознанная она проходит быстро, отвлеченная снова игрой или обнимашками.
*Этим, кстати, пользуются манипуляторы, они приучают к боли, помещая ее в контейнер из улыбок и ласк (комплиментов и т.д.).
Иммунитет так же повышается. Механизм тот же - улучшается потоки лимфы, кровоснабжение, выравнивается дыхание.
Психотерапия объятий. Окситоцин приводит за собой дофамин и серотонин. И поэтому даже у самых печальных поднимается тонус и самооценка. Вот почему важно, чтобы мать обнимала ребенка не в минуты ее собственной тревоги, а в эпизодах детских стрессов, тревоги, страха, неуверенности. Объятия мамы или отца создают у ребенка ощущение уверенности. Если необходимо, чтобы ребенок сделал что-то сам, что его немного пугает, лучше всего поговорить с ним, обнимая его. А когда он почувствует в себе тонус и силу, тогда пусть решится и завяжет впервые свои шнурки сам.
Не стоит говорить так: "Ну-ка! Хватит уже лентяйничать! Сам завязывай шнурки!" Две отрицательных эмоции сразу:
- за что меня отругали?
- делать что-то самому обязательно с обидой?
Позитивный вариант - не в пониженном тонусе (обида), а в одобрительном (так вы воспитаете удачника, а не лузера, для которого любое новое действие равно вашему окрику и недовольству) - эффективнее: "Хочешь попробовать завязать шнурки сам? Если не получится, я помогу".
Ребенок завязывает, пыхтя, сам, он доволен собой, вы вместе радуетесь. Это же круто! Он герой и вы рады тому, что он герой. так от шнурков к успешному бизнесу. Бизнес не будет успешным никогда, если человек помнит только окрик и обиду.
Улучшение отношений. Одним из первых советов психолога для пары, которая имеет определенные трудности в отношениях и пришла на прием, будет – обниматься не менее 10 раз в день. И это действительно помогает!
Не надо воспринимать своих детей как обузу. Если вы не будете любить ребенка - радоваться с ним, печалиться, укреплять его, а будете говорить ему, что он обуза, что "из-за тебя", "да кто ты такой", он мало того, что вырастет печальным, тревожным, склонным к созависимости, и его руки не удержат ни партнера, ни деньги, ни успехи по работе (зачем, если все равно никому (матери) это ненужно?), то и в вашей старости вы обнаружите с обидой, что вы для него обуза.
Обнимайтесь. Обнимайтесь с миром. С любимыми, с животными, с деревьями, обнимайте мир, подняв руки к Солнцу или небу, к тому невидимому, что стало Источником всей жизни. Делайте это щедро, от всей души. Если вас недообнимали в детстве, сделайте это сейчас. Объятия - это доверие, объятия -это обладание.