Найти тему
Сториз от Nikitozzy

Смертельный «ОК». Самая страшная авиакатастрофа в истории

Оглавление

По иронии судьбы, самая страшная авиакатастрофа с наибольшим количеством жертв в истории гражданской авиации произошла… на взлётно-посадочной полосе. Всего несколько секунд сыграли роковую роль в судьбе нескольких сотен пассажиров.

27 марта 1977 года. Испанский остров Тенерифе. Просто рай на Земле. Маленький местный аэропорт Лос-Родеос ужасно перегружен: утром на главном авиаузле острова Лас-Пальмас-де-Гран-Канария произошёл теракт. Никто не погиб, но аэропорт закрыли по соображениям безопасности. Теперь вся нагрузка легла на небольшой Лос-Родеос.

Небольшой аэропорт Лос-Родеос (наши дни)
Небольшой аэропорт Лос-Родеос (наши дни)

Службы крохотного аэропорта были не готовы к обслуживанию такого большого количества самолетов, вынужденных использовать для взлета и посадки не рассчитанные на такую нагрузку взлетно-посадочные полосы.

Среди десятков самолетов, буквально столпившихся в этом небольшом аэропорту, был и огромный Боинг-747 голландской авиакомпании KLM. Если бы не теракт, то такой самолет, возможно, никогда бы и не приземлился в этом крохотном аэропорту. Командир самолета Якоб Вельдхёйзен ван Зантен очень торопился покинуть Лос-Родеос: 4 долгих часа в ожидании разрешения на взлет оказались очень изнуряющими для экипажа и пассажиров.

Борт KLM за 4 года до катастрофы
Борт KLM за 4 года до катастрофы

Ван Зантен был не просто пилотом. Он был наставников и главным инструктором авиакомпании KLM. Более авторитетного командира трудно даже представить. Но именно непререкаемый авторитет капитана воздушного судна отчасти и сыграл роковую роль в судьбе экипажа и пассажиров.

Командир Якоб Вельдхёйзен ван Зантен
Командир Якоб Вельдхёйзен ван Зантен

В этот день в кабине пилотов самолета авиакомпании KLM царила нервозная обстановка: время работы пилотов строго регламентируется, и задержка рейса KLM еще буквально на один час грозила отменой рейса, выгрузкой пассажиров, размещением их в гостинице, штрафом и выговором пилоту. В общем, сплошной стресс для командира.

Наконец диспетчер дал команду экипажу самолета KLM следовать в начало взлетной полосы и ждать дальнейших указаний. Боинг 747 начал руление к ВПП.

В это время на аэропорт опустился невероятно плотный туман - нередкость для этой местности, расположенной между двух холмов. Из-за тумана видимость в районе аэропорта упала до 300 метров. 

Рейс KLM занимает позицию в самом начале ВПП. Череда дальнейших событий привела к самой страшной авиакатастрофе в истории гражданской авиации.

Последствия катастрофы
Последствия катастрофы

В это же самое время ко взлету готовится Боинг 747 авиакомпании PanAm Он следующий в очереди сразу же за рейсом KLM. Боинг PanAm также получает команду диспетчера двигаться в начало полосы.

Схема аэропорта и схемы передвижения борта KLM
Схема аэропорта и схемы передвижения борта KLM

Однако в процессе движения диспетчер дал указание командиру PanAm свернуть на рулежную дорожку С3, чтобы освободить полосу для взлёта самолета KLM.

Боинг PanAm двигается по ВПП медленнее обычного — туман усилился и видимость упала до 100 м.

Доехав до дорожки С3, капитан PanAm понимает, что не сможет свернуть на неё: она расположена под таким углом, что огромный Боинг просто физически не сможет заехать на неё. Капитан принимает решение двигаться дальше по ВПП до следующей дорожки С4, расположенной под другим углом и на которую они свёрнёт без проблем.

Борт PanAm сворачивает на дорожку C4, вместо дорожки C3
Борт PanAm сворачивает на дорожку C4, вместо дорожки C3

Все это время в самом начале полосы в ожидании команды на взлет стоит Боинг KLM. Капитан знает, что где-то впереди борт PanAm должен освободить ВПП и дать возможность взлететь. Но из-за тумана не видит его.

Пилоты обоих самолетов постоянно связываются с диспетчером, перебивая друг друга. Ситуация усугубляется и тем, что испанский диспетчер плохо говорит по-английски и пилоты вынуждены переспрашивать команды. Сплошной стресс для всех.

До катастрофы, которой могло и не быть, остаются считанные секунды..

Боинг KLM стоит в тумане в начале полосы и ждёт команды диспетчера на взлёт. В это самое время на ВПП медленно рулит борт PanAm, который судорожно пытается в тумане найти дорожку, чтобы уйти с ВПП.

Борт PanAm за три года до катастрофы
Борт PanAm за три года до катастрофы

Второй пилот KLM передаёт диспетчеру по радиосвязи готовность ко взлёту.

- “We are now at take-off” (Мы готовы к взлёту) - сообщает диспетчеру командир KLM
— “Ок…стойте, я вас вызову!” - сообщает диспетчер 

По роковому стечению обстоятельств в кабине KLM из этого сообщения услышали только слово “ОК”.

Вторая часть фразы превратилась в помехи, так как в эту самую секунду командир PanAm сообщал, что всё ещё находится на полосе…и это сообщение также прозвучало как помехи для экипажа KLM и для диспетчера.

В физике это явление называется интерференция. Волны наложились друг на друга и в эфир вышли лишь помехи. Это решило судьбу двух самолетов.

Так выглядит интерференция - наложение одних звуковых волн на другие
Так выглядит интерференция - наложение одних звуковых волн на другие

Находясь в стрессе, будучи сфокусированным на взлёте, капитан Боинга KLM воспринимает фразу диспетчера “ОK”, как разрешение ко взлёту и начинает разгон самолета по полосе. Второй пилот за секунду до начала разгона выражает сомнение, что полоса свободна. Однако авторитет командира ван Зантена берет верх и самолет начинает разгон по полосе.

Из-за плотного тумана командир KLM не видит, что Боинг PanAm все еще находится на полосе…

В последнее мгновение, уже когда самолет разогнался до 350 км/ч командир KLM видит, что борт PanAm все ещё находится на полосе. Ван Зантен в отчаянии тянет штурвал на себя, чтобы взлететь и избежать столкновения, но скорость для полностью загруженного пассажирами лайнера слишком мала…

Через 14 секунд, едва оторвавшись от земли, Боинг KLM врезается в хвостовую часть борта Pam-Am.

Момент столкновения бортов KLM и PanAm
Момент столкновения бортов KLM и PanAm

Все 14 членов экипажа и 234 пассажира, находившиеся на борту KLM погибают мгновенно... Из 396 человек, находившихся на борту рейса PanAm, погибли 9 членов экипажа и 326 пассажиров.

Всего 583 человека. Это печальный рекорд в истории гражданской авиации. 

Последствия катастрофы
Последствия катастрофы

Носовая часть PanAm пострадала меньше, так как самолет частично успел заехать на рулежную дорожку C4, что позволило спастись 61 человеку.

Ирония судьбы заключается в том, что если бы командир KLM начал разгон на несколько секунд позже, то сотни людей остались бы живы, а этой статьи бы не было.

Теперь ты знаешь немного больше. Подписывайся на мой канал, там много статей и видео.❤️❤️❤️