Есть люди, которые убеждены, что мир – это весьма небезопасное место. Что все лица, населяющие шар земной, преследуют только лишь собственные интересы. Ну и логично, что ради соблюдения оных никто не брезгует подкладыванием всяческих подлянок окружающим.
Это в лучшем случае.
В худшем же – они убеждены, что людям доставляют истинное удовольствие мероприятия по причинению боли окружающим.
В рамках конкретной коммуникации с кем бы то ни было человек, у которого есть вышеописанные убеждения, ожидает, что его:
· обманут;
· им будут манипулировать;
· используют в собственных корыстных целях;
· намеренно унизят или оскорбят, причинят вред.
Как вы понимаете, жить с подобными убеждениями довольно сложно. Хотя, жить-то в принципе можно. Сложно открываться людям и вступать в истинно близкие отношения (а это на самом деле необходимо каждому из нас).
Если перечисленное в большинстве своём вам знакомо (или напоминает кого-то из ваших близких), надеюсь, что статья окажется для вас полезной.
Потому что сегодня мы говорим о схеме Недоверие/Ожидание плохого обращения. Материал строится на основе схема-терапии и терапии, сфокусированной на сострадании. Для того, чтобы не повторять по сто раз, что такое "схема" – внизу даю ссылку на статью, в которой полноценно раскрыто это понятие.
Для кого-то сама по себе схема Недоверие покажется спорной. Поэтому, думаю, нужно прояснить. Если вы подозреваете, что некоторые люди могут иметь самые нестандартные намерения (и вы с связи с этим просто как бы немножко начеку) - это одно дело. Это в сторону осмотрительности, которая вреда никому не принесёт. Но если вы начинаете проверять и перепроверять, подозревать в чём-то всех и каждого - это уже дело другое. Здесь напрашивается метафора, ну, давайте например, с сезонным сходом снега с крыш. Ситуация раз: вы держите в уме такую вероятность и стараетесь быть аккуратными в этот период - и вы поэтому, надо полагать, себе друг, а не враг. Ситуация два: вы всё время думаете об этой потенциальной вероятности - и постепенно, скажем, перестаете выходить из дома, пока снег на крышах ещё лежит - здесь уже можно говорить о некоторой дезадаптивности. Думаю, общий смысл понятен.
В общем-то нет однозначно плохих схем. Они не образуются на пустом месте. Любая из сформировавшихся схем когда-то от чего-то нас защитила. Но с течением времени она же может начать мешать нам в жизни. Например, мешать нам открываться людям, которые этого заслуживают или делать наше поведение невыносимым для окружающих.
Схема Недоверие/Ожидание жесткого обращения сопряжена с уязвимостью. И здесь мы уже переходим к неким философским категориям. Что предпочесть: оставаться закрытым, неуязвимым, но не проживающим жизнь в полной мере? Или же открываться, показывать свои слабые места (да, рисковать), однако чувствовать бытие во всей его полноте? Это уже выбор каждого.
Короче говоря, данный материал, по большому счету, предназначен тем, кому данная схема действительно мешает жить (устраивать личную жизнь, взаимодействовать с коллегами по работе и пр.).
Итак, в этой статье мы рассмотрим признаки наличия схемы Недоверие/Ожидание плохого обращения и поведение, связанное с ней. А также поговорим о последствиях буллинга со стороны одноклассников во взрослом возрасте.
Погнали.
Рассуждения человека с данной схемой я уже описала. Давайте посмотрим, как обстоят дела на поведенческом уровне.
На поведенческом уровне наблюдаются все возможные проверки окружающих на добропорядочность. Это не что иное, как склонность к паранойе: человек подозревает каждого и занимается регулярным сбором доказательств на предмет, заслуживают ли люди доверия.
Присутствует также явная тенденция к избеганию близких отношений. И здесь два варианта:
· человек либо вовсе их не строит (потому что таковые включают у него сигнал тревоги);
· либо же он их строит, но они как бы не совсем близкие. Иными словами, он просто держит всех на расстоянии. В частности, и своего партнера, и даже собственных детей и т. д. Можно сказать, замыкается в себе, как устрица. Общение происходит «по верхам»: он ни с кем не делится сокровенными мыслями, опасениями, чувствами. Потому что у него есть два самых больших страха. Он боится: 1) что станет уязвимым (избегание сопутствующей боли); 2) что люди узнают, каков он на самом деле (избегание стыда).
И здесь (думаю, вы заметили), как описание устремляется в сторону нарциссических личностей. Однако. Какими бы схожими ни казались вам симптомы, совсем не обязательно, что этот человек является нарциссом. Помните, да, что мы стараемся избегать унифицированной гребенки из прошлой статьи?
Так давайте же разберемся.
Люди, имеющие схему Недоверие/Ожидание плохого обращения, предпочитают что-то из этого списка:
1. Роль жертвы. Это стратегия Подчинения/Уступки своей схеме. И как же именно они её реализуют? Да очень просто. Находят партнера (и/или друзей), которые имеют явную тенденцию к унижению, обесцениванию и другим воздействиям (как психологического, так и физического характера). В общем-то, мы говорим о так называемой «химии схемы» (это когда нас так и тянет к людям, чьё отношение повторяет имевшийся в прошлом печальный опыт и подкрепляет нашу схему).
2. Роль обидчика. Здесь мы говорим о стратегии Гиперкомпенсации. Люди, избравшие эту стратегию, выводят для себя правило: «Лучше я первым/-ой обижу их, чем они меня». Эта установка, кстати, довольно характерна для антисоциального расстройства. Где-то здесь располагаются и нарциссические личности. Но нужно отметить, что Гиперкомпенсация должна выступать в роли основной жизненной стратегии. Иными словами, практиковаться человеком повсеместно. Только тогда мы можем предположить, что это нарцисс или даже социопат.
3. Что-то среднее между первым и вторым. Находят среди знакомых жертву, определяют обидчика и начинают активно заниматься спасательством первой/-ого от второго/-ой. Интересная задумка: убрать ощущение жертвы с самого себя, но при этом не переходить в режим Гиперкомпенсации. (Ну или переходить, но исключительно с благими намерениями). Стоит ли отмечать, что таковая активность очень хорошо помогает избегать собственных труднопереносимых эмоций?
Подчеркну также, что данная схема, как и другие, имеет свой спектр. Если она не очень влиятельна (как я уже писала выше) – человек просто подозревает, что люди действуют, по большей части, только исходя из личных мотивов. Он убежден, что обычно представители рода человеческого (вообще абсолютно все) не имеют привычки заботится друг о друге и могут, в частности, использовать информацию о других в своих интересах. А потому лучше ничего конкретного о себе никому не сообщать – сие потом выйдет боком. (Нужно иметь ввиду, что в схеме присутствует гиперобобщение - "Все, абсолютно или почти все - редиски").
Если же схема очень влиятельна и многократно была подкреплена (благодаря волшебному действию всё той же «химии схемы») – человек по ходу жизни становится прямо-таки черствым и ему очень трудно бывает доказать, что «в людях еще осталось хоть что-то человеческое».
Также к спектру схемы, пожалуй, можно отнести и недоверие к определенным категориям людей, различаемых по какому-либо признаку.
Скажем, кто-то решительно не доверяет женщинам, а кто-то – мужчинам. И разубедить такого человека бывает крайне сложно. (В качестве яркого примера можно привести представителей некоего движения, существующего на просторах, в частности, данной площадки. Цель: донести до всех, кто готов слушать, информацию о том, кем являются абсолютно (в лучшем случае 99 процентов) женщин.
Ну и симметрично: женщины, которые на сто процентов уверены, что "Все мужчины" сами знаете кто).
Иные не доверяют Всем, кто наделен начальственным статусом. И т. д.
Ожидание плохого обращения со стороны группы лиц.
В этом случае уже может образоваться развилка. По одной тропинке у нас крайне неуверенно, с опаской шагает человек, который столкнулся с буллингом, но, и помимо этого имел опыт плохого обращения, направленного в его сторону от других людей (скорее всего, значимых взрослых). Всё это в совокупности образует у него недоверие к людям – практически или абсолютно ко всем.
Либо же – по другой тропинке осторожно передвигается человек, который столкнулся с буллингом (скажем, в школе), но помимо этого серьезных инцидентов плохого обращения со стороны других людей у него в биографии нет. Или же были значимые другие, которые смогли как-то компенсировать негативный опыт. При таком раскладе человек в целом может доверять людям, он способен на построение близких отношений. У него нет навязчивого опасения, что буквально каждый, общаясь с ним, преследует собственные скрытые мотивы или хочет причинить ему боль.
Однако, когда он попадает в новый коллектив – или где-либо наблюдает группу лиц (например, подростков) – у него молниеносно включается сигнал опасности. В частности, если (ныне взрослый) человек в детстве подвергался физическому воздействию со стороны, скажем, одноклассников, то при виде группы подростков – у него может заболеть та часть тела, на которую это воздействие было совершено. Это обстоятельство связано с так называемой памятью тела.
Любые ассоциации, которые так или иначе напоминают ему о школьных обстоятельствах – тут же «включают сигнализацию», за которую отвечает область мозга, именуемая миндалевидным телом. И пусть у нас с вами, для примера, здесь будет уже другой человек. На него в прошлом одноклассники регулярно оказывали весьма негативное, но только психологическое воздействие. Так вот, когда этот человек проходит мимо скопления громко смеющихся подростков – у него тут же выстраивается соответствующий ассоциативный ряд. Первое, что он чувствует – это ощущения в теле (так проявляется эмоция на уровне тела). Ему тут же становится некомфортно и хочется поскорее обойти данное скопление стороной. Также обозначается и сама эмоция – тревога, беспокойство, страх. В голове могут всплывать образы (воспоминания) и/-или мысли.
Нужно учитывать, что мы мыслим ассоциациями. Мы можем оттолкнуться от первоначальной травмирующей ситуации и уже на неё настроить (практически) бесконечное количество новых ассоциативных связей. Для этого нам достаточно минимального количества схожих признаков.
Поэтому, приходя в новый коллектив (пусть это далеко и не подростки), человек со схемой Недоверие/Ожидание плохого обращения сразу «считывает» роли, распределенные между его участниками. Считывает даже на невербальном уровне. Вероятно, есть участники коллектива, которые в зависимости от их поведения, от того, как они преподносят себя, от того, как с ними взаимодействуют другие люди – могут ассоциироваться с ролью «звёзд» (а значит, предположительно и обидчиков). Эти люди моментально вызывают знакомые ощущения в теле и запускают физиологические реакции. Естественно, мозг, который в данный момент сфокусирован на опасности – сразу же выдает и «поведенческую философию»: «Вот от этих мы держимся подальше». Причем на построение данных выводов (порой довольно точных, надо сказать) – человеку со схемой Ожидание плохого обращения хватает минимального количества времени. И важно подчеркнуть: совсем необязательно, что эти люди демонстрируют некую задиристость. Они просто-напросто могут активировать у человека, некогда подвергшегося плохому обращению, чувство неполноценности, которое почти всегда сопровождает эту схему. Он будет тушеваться в присутствии данных людей, возможно, заискивать, смотреть на них снизу вверх и пр. (Но здесь всё индивидуально).
Не менее быстро этот человек «вычислит» и тех, кто, так сказать, являются нейтральными персонажами, а также того, кто предположительно может быть «жертвой». С данными людьми ему будет гораздо проще наладить первоначальный контакт. И вот уже с этой позиции (заручившись поддержкой «единомышленников») человек, имеющий данную схему, будет потихоньку обживаться в новом коллективе.
Что ещё стоит отметить. Люди, у которых наличествует соответствующий детский опыт, очень часто его каким-то образом компенсируют. Они могут быть интеллектуально развиты, исполнительны, активны. Эти свои качества они будут «подсвечивать» в новом коллективе. Они убеждены: чтобы их приняли, они должны быть полезны, в чем-то интересны, возможно, даже бурно деятельны. Но любой инцидент (может быть, просто чья-то вполне безобидная шутка, или не безобидная, что тоже вероятно) – может откатить их далеко назад, к ощущению собственной неполноценности. Для восстановления после такого инцидента им может понадобиться много времени и моральных сил.
Чуть-чуть к вопросу заискиваний. Не все люди, которые когда-либо сталкивались с плохим обращением, будут смотреть на «звезд» коллектива снизу вверх. Некоторые выберут «умеренную» гиперкомпенсацию. То есть будут вести себя так, словно всё обстоит ровно наоборот. Но это, опять-таки, не значит, что они обязательно изберут поведение обидчика. Скорее это будет уверенная, может быть, даже несколько грубоватая манера держаться в коллективе. При этом, нужно понимать, что внутри человека происходит борьба с самим собой, а точнее с самокритикой и ощущением, что «со мной что-то не так». В общем, подобное поведение подчас требует от них огромных внутренних усилий.
Может ли тот или иной коллектив быть исцеляющим для человека со схемой Ожидание плохого обращения?
Да, может. Если коллектив в целом не токсичен, среди участников образуются доверительные отношения, присутствует взаимовыручка – и человека с данной схемой действительно начинают ценить, относятся к нему доброжелательно – постепенно он может пересмотреть свои ожидания от внешнего мира. Со временем (не так скоро) приходит понимание, что есть люди, «достаточно надежные» и те, которым доверять нельзя. Что причина буллинга была не в нем самом, а, собственно, в организаторах этого процесса. Схема не «уходит» совсем, она просто становится со временем гораздо менее интенсивной.
Но бывает и обратная ситуация. В каждом новом коллективе сценарий повторяется как под копирку. Это напоминает какое-то заклятье, ведь развитие процесса проходит буквально через те же самые пункты. Сие означает, что вновь случилось распределение ролей участников группы в сознании человека со схемой Ожидание плохого обращения. После чего он начал этой своей схеме активно уступать (подчиняться).
Иными словами, он вновь неосознанно демонстрирует паттерны жертвы – и при наличии в коллективе людей, так скажем, активно гиперкомпенсирующих (к примеру, тех же самых нарциссических личностей), «химия схемы» вновь заставит жертву и обидчика плотно «приклеиться» друг к другу.
Схема Недоверия/Ожидания плохого обращения одна из самых сложно исцелимых.
В частности по той причине, что она плотно связана с так называемой системой опасности. Эмоции в данной системе очень мощные, реакции (на опасность) стремительные, крайне плохо поддающиеся контролю. И, как я уже писала, всё еще плотно завязано на памяти тела.
Есть и другая сложность с данной схемой – сопутствующие ей стыд, самокритика и тенденция брать вину обидчика на себя. Но об этом более подробно в другой статье.
Ну и по ходу чтения данного материала, я думаю, уже стало понятно, откуда растут ноги у недоверия к окружающим людям. Здесь уточню только один момент. Схема может быть сформирована и во взрослом возрасте, например, абьюзивным партнером. В данном случае она будет менее влиятельной, чем та же, но благоприобретенная в детстве. У ребенка гораздо меньше возможностей повлиять на ситуацию, соответственно, ощущения одиночества, беспомощности и испуга вследствие происходящего у него гораздо глубже. Взрослый, столкнувшийся с плохим обращением, все-таки может найти внутренний ресурс для того, чтобы переоценить данный опыт в аспекте всей своей жизни. Однако, это не значит, что все обнаруживают в себе необходимые силы. (Как и всегда, всё очень индивидуально).
Плюс к этому. Так как ребенок, столкнувшийся с плохим обращением, начинает формировать паттерн эмоционального избегания ещё в детстве – то чтобы «развязать все узлы», которыми он крепится к данной схеме, во взрослом возрасте ему потребуется гораздо больше сил и времени. Добавим к этому тот факт, что раз схема была сформирована в детском возрасте, то за период взросления и уже непосредственно взрослой жизни – у человека, вероятно, набралось значительное количество ситуаций, подкрепивших данную схему (благодаря ранее мелькавшему в этой статье понятию «химия схемы»).
На сегодня я завершаю. Но ещё будут материалы, посвященные недоверию к людям.
Если было полезно, ставьте лайки, подписывайтесь на канал!
Вот здесь подробно о понятии "схема"