В начале 1970-х годов британская мотоциклетная промышленность начала осознавать, что проигрывает японцам с их новым передовым дизайном мотоциклов и низкими ценами. Поэтому было начато бесчисленное количество исследовательских проектов, чтобы обойти японские разработки, один из которых возглавил инженер по имени Дэвид Гарсайд из исследовательского центра BSA Umberslade Hall.
Гарсайд восхищался однороторным двигателем Fichtel & Sachs Wankel с воздушным охлаждением, который использовался в мотоцикле Hercules W2000, и он решил, что роторный двигатель может обеспечить технологический скачок вперед, в котором так нуждалась британская мотоциклетная промышленность.
Он быстро разработал рабочий прототип BSA на основе двигателя Fichtel & Sachs, чтобы показать его совету директоров. Хотя он был недостаточно мощным, он подавал большие надежды, в основном из-за небольшого размера, простоты и малого веса двигателя.
На следующем этапе Гарсайд и его команда разработали двухроторную версию двигателя. Чтобы снизить затраты, он просто использовал два ротора Fichtel & Sachs и построил двигатель вокруг них. Мощность практически удвоилась, и прототипы стали многообещающими.
Но в конечном итоге роторный мотоцикл BSA так и не был запущен в производство. Начало 1970-х было периодом поглощений и слияний в британском мотоциклетном мире, часто в надежде предотвратить банкротство или привлечь новое финансирование.
В результате всего этого окончательная версия двигателя Garside впервые была использована на серийном мотоцикле лишь в 1987 году на Norton Classic. Помимо двигателя, остальная часть мотоцикла была относительно стандартной: с двумя амортизаторами сзади, телескопической вилкой спереди и трубчатой стальной рамой.
Было выпущено всего 100 экземпляров Classic, на смену ему пришел Norton Interpol 2, в котором использовался вариант того же двигателя, но он был доступен только для государственных служб, так как был ориентирован в основном на полицию.
После Interpol 2 был выпущен Norton Commander. "Командир" усвоил многие уроки, извлеченные из Interpol 2, и хоть эти два мотоцикла действительно выглядят одинаково, но внутри "Командир" был гораздо более продвинутый.
Norton Commander
К моменту когда он был выпущен в 1988 году, Norton Commander насчитывал почти 20 лет эволюции роторных двигателей. Прежние двигатели с воздушным охлаждением были заменены более продвинутой конструкцией с жидкостным охлаждением, и благодаря почти безвибрационной работе двигателя Ванкеля, Commander был невероятно комфортным даже на высоких оборотах.
С полным обтекателем и встроенными кофрами Norton предназначался для как для полиции, так и для гражданского рынка. Модель P52 имела одноместное сиденье и предназначалась для правоохранительных органов, а P53 имела двухместное сиденье для гражданского использования.
Более поздние версии P53 получили съемные кофры Krauser K2, чтобы мотоциклисты могли брать их с собой во время кемпинга или проживания в отелях в целях безопасности.
В то время Norton больше не был промышленным гигантом, каким он был всего пару десятилетий до этого, поэтому многие детали приходилось покупать у сторонних поставщиков, включая колеса, вилки, часы и тормоза, которые были взяты от Yamaha XJ900.
С максимальной скоростью 201 км/ч Commander был быстрым по стандартам того времени, а отзывы о мотоцикле были в основном положительными. Двумя самыми большими проблемами было то, что его цена была на 25% выше, чем у ближайшего конкурента — BMW K100LT, — и что у Norton не было дилерской сети, поэтому обслуживание можно было выполнять только на заводе.
Производство было прекращено в 1992 году и за все время было выпущено всего около 300 мотоциклов. Сохранившиеся экземпляры теперь очень ценятся коллекционерами.