Найти тему
Журнал Рейс

Магистральный грузовик КАМАЗ-54901. Демонстрации экономичности

Согласно исследованиям, приведенным Немецкой ассоциацией автомобильной промышленности, мгновенный расход топлива дизелем 40-тонного грузовика увеличивается в три раза (с 28 до 84 л на 100 км), если автомобилю приходится останавливаться всего лишь дважды за каждый пройденный километр, а не двигаться равномерно со скоростью 50 км/ч

Разные конкурсы, разные конкурсанты

Для проведения конкурса по экономичному вождению, который Камский автозавод провел в окрестностях Набережных Челнов, были предоставлены четыре автомобиля КАМАЗ-54901 с тентованным полуприцепом НЕФАЗ‑93341. Полная масса сцепки около 39,5 тонны, загрузка – 20 тонн балласта. Казалось бы, автозавод для такого дела должен предоставить новые, пахнущие краской машины.

На маршрут конкурса поставили «годовалые» машины с пробегом. Их сняли с реальной эксплуатации в АТП
На маршрут конкурса поставили «годовалые» машины с пробегом. Их сняли с реальной эксплуатации в АТП

Однако все тягачи оказались «годовалыми», снятыми с реальной эксплуатации, их «арендовали» на неделю у автотранспортных предприятий. Все машины в одинаковом исполнении, с пробегом 80-100 тысяч километров. Провели диагностику, проверили давление в шинах, уровень масла в агрегатах, заправили топливом, установили видеокамеры в кабинах… и отправили на трассу конкурса.

В кабине смонтировали несколько видеокамер, одну из них на панели
В кабине смонтировали несколько видеокамер, одну из них на панели

Каждой сцепке предстояло пройти за день около 550 км, за два – примерно 1100. Среднесуточный пробег вполне реален для магистрального тягача, можно даже сказать – щадящий режим. К чести Камского автозавода, для максимально объективной демонстрации экономичности тягачей нового поколения были выбраны дороги общего пользования и серийные, а не специально подготовленные автомобили.

Каждой сцепке предстояло пройти за два дня примерно 1100 км
Каждой сцепке предстояло пройти за два дня примерно 1100 км

Лет 12 назад компания Daimler AG проводила замеры топливной экономичности автопоезда в составе седельного тягача Mercedes-Benz Actros третьего поколения и полуприцепа с 25 тоннами балласта. Но для испытаний выбрали вовсе не автобаны Германии, а итальянский автополигон Prototipo Testing в городе Нардо. Одна из целей испытаний – продемонстрировать экономичность V-образных двигателей в исполнении Евро‑5 с фирменной технологией BlueTec, то есть с нейтрализацией SCR, с мочевиной. Из двух моделей моторов, обычных для Actros – «шестерок» ОМ 501 (11,95 л, от 320 до 476 л.  с.) и «восьмерок» ОМ 502 (15,93 л, от 503 до 653 л.  с.) – выбрали V6 с настройкой мощности 435 л.  с. и 2100 Н·м. За время безостановочного (без учета смены водителей) семидневного (!) заезда Actros прошел более 10 тысяч километров со средней скоростью 80 км/ч, расходуя 19,44 л на 100 км. То есть на перевозку одной тонны груза на 100 км было затрачено около 0,8 литра топлива. По оценкам специалистов Daimler, разница в расходе между результатами тестов в обычных дорожных условиях и идеальных, созданных в Нардо, составляет до 40 %.

Примерно в то же время свои испытания на экономичность проводила и Scania. На серийном тягаче R420 с пробегом около 160 тысяч километров. Но уже на дорогах общего пользования, а не на специальном полигоне. По результатам Scania Economy Green Drive, автопоезд с 20 тоннами груза укладывался в расход 22,4 литра на 100 километров пробега.

Самый «свежий» результат. В конкурсе Green Truck 2021 Scania R410 в составе автопоезда полной массой до 32 тонн (более легкий) показала средний расход 23,53 литра на 100 км, при средней скорости 80,6 км/ч. Тест протяженностью 342 км проходил на дорогах общего пользования к северу от Мюнхена.

Подобные испытания на экономичность проводят все компании-производители грузовиков. Примечательно, что у современных тягачей различных марок больше общего, чем существенных отличий. На всех грузовых автомобилях применяют экономичные дизели с электронноуправляемыми топливными системами с давлением распыла около 2000 бар и выше, причем теперь преимущественно используется Common Rail. Повышается степень сжатия, используют «тяговитые» распредвалы, все чаще устанавливают турбокомпаунд.

Комплексная экономия

Но добиться экономии топлива, только совершенствуя двигатель и его рабочий процесс, невозможно – большое значение имеет и совершенство трансмиссии. Поэтому, все заведомо экономичные тягачи, победители различных конкурсов, ныне оснащают механическими коробками передач с электронно-пневматическим управлением. Там обязательно есть экономичный режим. Как говорят инженеры-разработчики таких АКП, при отладке настроек необходимо работать с электронными программами управления коробкой-«роботом». С таким чип-тюнингом нет нужды часто и глубоко залезать в механические дебри (хотя и «механику» тоже серьезно модернизируют), ограничиваясь подбором оптимизированных чисел в главной передаче. Роботизированные коробки, по сравнению с МКП, позволяют держать обороты мотора в «зеленой» зоне. Благодаря отлаженному алгоритму выбора передачи, экономия топлива может достигать 15 %.

Скоро в Набережных Челнах начнут выпускать коробку ZF Traxon 12TX2621
Скоро в Набережных Челнах начнут выпускать коробку ZF Traxon 12TX2621

Третий важный момент: все компании на конкурсах применяют энергосберегающие шины. Такие, например, как Michelin XZA/XDA 315/70 R22,5. Свой вклад в экономию топлива вносит и аэродинамический пакет тягача или всего автопоезда: верхний и боковые спойлеры кабины, обтекатель под передним бампером, боковая «юбка» на шасси автомобиля, а лучше и на полуприцепе. Все это предлагает производитель седельного тягача, но в деле уменьшения расхода топлива многое зависит и от эксплуатирующей организации, а также от водителя.

Все конкурсные тягачи были «обуты» в шины Michelin 315/70 R22,5
Все конкурсные тягачи были «обуты» в шины Michelin 315/70 R22,5

Еще по теме:

Дорога на Мамадыш

Экономия в приоритете

Кадры решают все

Первый российский тест-драйв