Согласно исследованиям, приведенным Немецкой ассоциацией автомобильной промышленности, мгновенный расход топлива дизелем 40-тонного грузовика увеличивается в три раза (с 28 до 84 л на 100 км), если автомобилю приходится останавливаться всего лишь дважды за каждый пройденный километр, а не двигаться равномерно со скоростью 50 км/ч
Разные конкурсы, разные конкурсанты
Для проведения конкурса по экономичному вождению, который Камский автозавод провел в окрестностях Набережных Челнов, были предоставлены четыре автомобиля КАМАЗ-54901 с тентованным полуприцепом НЕФАЗ‑93341. Полная масса сцепки около 39,5 тонны, загрузка – 20 тонн балласта. Казалось бы, автозавод для такого дела должен предоставить новые, пахнущие краской машины.
Однако все тягачи оказались «годовалыми», снятыми с реальной эксплуатации, их «арендовали» на неделю у автотранспортных предприятий. Все машины в одинаковом исполнении, с пробегом 80-100 тысяч километров. Провели диагностику, проверили давление в шинах, уровень масла в агрегатах, заправили топливом, установили видеокамеры в кабинах… и отправили на трассу конкурса.
Каждой сцепке предстояло пройти за день около 550 км, за два – примерно 1100. Среднесуточный пробег вполне реален для магистрального тягача, можно даже сказать – щадящий режим. К чести Камского автозавода, для максимально объективной демонстрации экономичности тягачей нового поколения были выбраны дороги общего пользования и серийные, а не специально подготовленные автомобили.
Лет 12 назад компания Daimler AG проводила замеры топливной экономичности автопоезда в составе седельного тягача Mercedes-Benz Actros третьего поколения и полуприцепа с 25 тоннами балласта. Но для испытаний выбрали вовсе не автобаны Германии, а итальянский автополигон Prototipo Testing в городе Нардо. Одна из целей испытаний – продемонстрировать экономичность V-образных двигателей в исполнении Евро‑5 с фирменной технологией BlueTec, то есть с нейтрализацией SCR, с мочевиной. Из двух моделей моторов, обычных для Actros – «шестерок» ОМ 501 (11,95 л, от 320 до 476 л. с.) и «восьмерок» ОМ 502 (15,93 л, от 503 до 653 л. с.) – выбрали V6 с настройкой мощности 435 л. с. и 2100 Н·м. За время безостановочного (без учета смены водителей) семидневного (!) заезда Actros прошел более 10 тысяч километров со средней скоростью 80 км/ч, расходуя 19,44 л на 100 км. То есть на перевозку одной тонны груза на 100 км было затрачено около 0,8 литра топлива. По оценкам специалистов Daimler, разница в расходе между результатами тестов в обычных дорожных условиях и идеальных, созданных в Нардо, составляет до 40 %.
Примерно в то же время свои испытания на экономичность проводила и Scania. На серийном тягаче R420 с пробегом около 160 тысяч километров. Но уже на дорогах общего пользования, а не на специальном полигоне. По результатам Scania Economy Green Drive, автопоезд с 20 тоннами груза укладывался в расход 22,4 литра на 100 километров пробега.
Самый «свежий» результат. В конкурсе Green Truck 2021 Scania R410 в составе автопоезда полной массой до 32 тонн (более легкий) показала средний расход 23,53 литра на 100 км, при средней скорости 80,6 км/ч. Тест протяженностью 342 км проходил на дорогах общего пользования к северу от Мюнхена.
Подобные испытания на экономичность проводят все компании-производители грузовиков. Примечательно, что у современных тягачей различных марок больше общего, чем существенных отличий. На всех грузовых автомобилях применяют экономичные дизели с электронноуправляемыми топливными системами с давлением распыла около 2000 бар и выше, причем теперь преимущественно используется Common Rail. Повышается степень сжатия, используют «тяговитые» распредвалы, все чаще устанавливают турбокомпаунд.
Комплексная экономия
Но добиться экономии топлива, только совершенствуя двигатель и его рабочий процесс, невозможно – большое значение имеет и совершенство трансмиссии. Поэтому, все заведомо экономичные тягачи, победители различных конкурсов, ныне оснащают механическими коробками передач с электронно-пневматическим управлением. Там обязательно есть экономичный режим. Как говорят инженеры-разработчики таких АКП, при отладке настроек необходимо работать с электронными программами управления коробкой-«роботом». С таким чип-тюнингом нет нужды часто и глубоко залезать в механические дебри (хотя и «механику» тоже серьезно модернизируют), ограничиваясь подбором оптимизированных чисел в главной передаче. Роботизированные коробки, по сравнению с МКП, позволяют держать обороты мотора в «зеленой» зоне. Благодаря отлаженному алгоритму выбора передачи, экономия топлива может достигать 15 %.
Третий важный момент: все компании на конкурсах применяют энергосберегающие шины. Такие, например, как Michelin XZA/XDA 315/70 R22,5. Свой вклад в экономию топлива вносит и аэродинамический пакет тягача или всего автопоезда: верхний и боковые спойлеры кабины, обтекатель под передним бампером, боковая «юбка» на шасси автомобиля, а лучше и на полуприцепе. Все это предлагает производитель седельного тягача, но в деле уменьшения расхода топлива многое зависит и от эксплуатирующей организации, а также от водителя.
Еще по теме: