Найти в Дзене
Aristologia

Зимний дворец. История в акварелях. Апартаменты императрицы Александры Федоровны. Парадные гостиные и столовые

Оглавление

В прошлой статье я писала о личных покоях императора Николая I и затронула тему восстановления Зимнего дворца после пожара 1837 года. В нынешней статье речь пойдет об апартаментах супруги Николая I императрицы Александры Федоровны, урожденной принцессы Фредерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской (не путать с Александрой Федоровной – женой последнего российского императора Николая II).

Франц Крюгер. Портрет императрицы Александра Федоровны в русском платье
Франц Крюгер. Портрет императрицы Александра Федоровны в русском платье

Это был брак по любви, и семейная жизнь императорской четы складывалась в целом благополучно. У Николая I и Александры Федоровны родилось семеро детей. По сложившейся еще в Аничковом дворце, где проживала великокняжеская чета, традиции именно покои Александры Федоровны были центром семейной жизни.

В.С. Садовников. Вид Аничкова дворца через Фонтанку, 1850-е годы
В.С. Садовников. Вид Аничкова дворца через Фонтанку, 1850-е годы

Традиция эта продолжилась и в Зимнем дворце, куда семья императора переехала к концу 1826 года, поэтому половина императрицы была гораздо больше половины императора.

План части второго этажа Зимнего дворца в апартаментами императрицы Александры Федоровны
План части второго этажа Зимнего дворца в апартаментами императрицы Александры Федоровны

Стоит отметить, что декор комнат Александры Федоровны довольно часто обновлялся, а реконструкция после пожала 1837 года внесла в них значительные изменения.

Половина императрицы включала в себя три гостиные, две столовые, личные комнаты и несколько служебных помещений.

Начиналась половина парадными гостиными: Малахитовой, Розовой и Малиновой. Продолжали парадную часть покоев две столовые: Арапская и Помпейская.

Личные комнаты императрицы включали в себя Угловой (Зеленый) кабинет, Малый кабинет, Спальню, Уборную, Будуар, Садик и Ванную. К служебным помещениям относились Буфет, Бриллиантовая и Проходная комнаты.

Стоит отметить, что деление половины на парадные, личные и служебные помещения носит довольно условный характер. Например, роскошная ванная комната в восточном стиле зачастую служила для приемов близких ко двору людей.

Малахитовая гостиная

К.А. Ухтомский. Малахитовая гостиная Зимнего дворца
К.А. Ухтомский. Малахитовая гостиная Зимнего дворца

Малахитовая гостиная имела особый статус в структуре Зимнего дворца, поскольку была своего рода «пограничным» помещением между залами Невской анфилады и личными покоями императрицы. В Малахитовой гостиной члены императорской семьи собирались перед «выходами» – строго регламентированными парадными и церемониальными шествиями в Большую или Малую дворцовые церкви или в Тронный зал. Здесь же проходили празднования семейных событий, ужины, концерты, музыкальные вечера.

Малахитовая гостиная была создана архитектором Александром Петровичем Брюлловым на месте Яшмовой гостиной, которая была здесь до пожара.

Г.Г. Чернецов. Яшмовая гостиная Зимнего дворца
Г.Г. Чернецов. Яшмовая гостиная Зимнего дворца

Колористическое решение и общее настроение интерьера полностью поменялось. Из нежного и воздушного он стал ярким и контрастным.

Использовать в отделке зала именно малахит пожелал сам государь император. В 1830-х годах, после открытия на уральских рудниках Демидовых огромных залежей малахита, этот камень стал широко использоваться. «Богатая Сибирь заменила яшму своим же золотом и малахитом», - писал мемуарист А.П. Бабуцкий.

Малахитовые колонны, пилястры и камины были выполнены в сложной технике русской мозаики: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали.

Русская мозаика – техника облицовки архитектурных деталей и предметов интерьера тонко подогнанными пластинками цветных камней, или самоцветов, как их называли в России. Чаще всего использовали малахит, лазурит и яшму.

Сочный цвет малахита потребовал такой же яркости от других элементов декора: вызолоченные орнаменты покрыли потолок, сплошная позолота – двери. Яркость золота и малахита контрастировала с ослепительной белизной стен из искусственного мрамора.

На одной из них, напротив окон, была воссоздана существовавшая до пожара роспись, причем работу выполнил ее настоящий автор – Антонио Виги. Роспись изображала аллегории Поэзии, Дня и Ночи. Аллегория Поэзии была копией с работы Рафаэля, а прообразами Дня и Ночи стали барельефы датского скульптора Бертеля Торвальдсена.

Зал обставили спасенной во время пожара мебелью, выполненной в 1830 году по рисункам Огюста Монферрана мастером Генрихом Гамбсом.

В гостиную вернулась спасенная из огня малахитовая ваза и восстановленная по чертежам Монферрана сень – большая зеркальная рама с двойными колоннами.

На протяжении всего XIX века убранство Малахитовой гостиной оставалось без изменений, и она продолжала играть ту же роль «пограничного» помещения между парадными залами и жилыми покоями. И даже когда в середине 90-х годов XIX века покои северо-западного ризалита реконструировали для семьи наследника престола Николая Александровича, Малахитовую гостиную сохранили в прежнем виде.

Еще стоит добавить, что в Малахитовой гостиной с июня по октябрь 1917 года проходили заседания Временного правительства.

Розовая гостиная

Розовая гостиная Александры Федоровны была создана в 1846-1847 годах архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером.

Гостиную украшал гарнитур розового дерева в стиле «второго рококо», или «а ля Помпадур», декорированный фарфоровыми пластинами с изображениями цветов: роз, васильков, гвоздик, незабудок.

Потолок гостиной украсила лепка в виде ажурной золоченой сетки, стены были задрапированы узорчатой тканью, повсюду висели зеркала. Богатое убранство дополнялся цветущими растениями и обилием декора: вазами, статуэтками, посудой.

Арапская столовая

К.А. Ухтомский. Арапская столовая в Зимнем дворце
К.А. Ухтомский. Арапская столовая в Зимнем дворце

Названия дворцовых комнат рождались стихийно, в повседневной жизни семьи, их никто специально не придумывал. Как правило, за основу брались стилистические особенности декора, цвет обивки стен или то, на чем невольно задерживался взгляд. Так, название Арапской столовой связано с тем, что у ее дверей во время высочайших обедов дежурили дворцовые арапы – «Арапы Высочайшего двора». По воспоминаниям Теофиля Готье, посетившего Россию в середине 1850-х годов, они же, одетые «мамлюками в белых тюрбанах, в зеленых куртках с золотыми обшлагами, широких красных шароварах, схваченных кашемировым поясом», прислуживали во время парадных обедов, отчего «европейский ужин выглядел азиатским пиршеством в лучших традициях».

Большая Арапская столовая, тем не менее, напоминала традиционные классицистические интерьеры. Брюллов в основном повторил существовавшую до пожара отделку, но сделал ее более легкой благодаря изящному лепному орнаменту свода и люнетов.

Люнет - часть стены в виде сегмента, ограниченная сверху архивольтом (то есть верхней, изогнутой частью) арки, а снизу – карнизом. Напоминает полумесяц.

Эта столовая постоянно нуждалась в искусственном освещении, поскольку три ее окна выходили во внутренний дворик северо-западного ризалита. Поэтому важным практическим элементом и одновременно декоративным акцентом были две большие бронзовые люстры с хрустальными подвесками в виде фестона и хрустальными пальметтами по 72 свечи каждая.

Фестон — декоративный элемент, орнаментальная полоса с обращённым вниз узором в форме листьев, цветов, ступенчатых зубцов, треугольников и т.д.
Пальметта – орнамент, напоминающий пальмовые листья.

Помпейская столовая

К.А. Ухтомский. Помпейская столовая в Зимнем дворце
К.А. Ухтомский. Помпейская столовая в Зимнем дворце

В оформлении Помпейской столовой отразилась мода на увлечение древнеримским городом Помпеи. В редком дворце или особняке не появлялась в тот период какая-нибудь помпейская комната.

Сохранившиеся под слоем пепла жилища с яркими росписями и мозаиками были открыты в ходе археологических раскопок, начатых в середине XVIII века и стали источником вдохновения для архитекторов первой половины XIX века. Был среди них и Александр Брюллов, который сам принимал участие в раскопках и даже опубликовал исследование, посвященное помпейским термам.

Брюллов разбил стены столовой на ярусы, которые разделил бордюрами, а в колористическом оформлении использовал присущую помпейским фрескам гамму красного, синего, белого и черного цветов.

Для декора стен мастер выбрал технику «сканьоло»: на медную доску накладывали искусственный камень, потом прорезали его соответственно будущему рисунку и углубления заполняли искусственным камнем других цветов. Созданный в такой технике декор практически не подчинялся воздействию времени.

Фрагмент декора Помпейской столовой
Фрагмент декора Помпейской столовой

Но воздействия рук человеческих отделке Помпейской столовой избежать не удалось. В конце XIX столетия она была демонтирована при оформлении покоев к свадьбе будущего императора Николая II. На ее месте архитектором Красовским была создана Белая столовая в стиле рококо, дошедшая до наших дней.

Некоторые предметы убранства Помпейской столовой сохранились и представлены в экспозиции Эрмитажа.

На этом я закончу первую часть статьи об апартаментах Александры Федоровны. В следующей части поговорим о личных комнатах императрицы.

  • В статье использованы материалы из следующих источников:
  • Официальный сайт Государственного Эрмитажа;
  • Еженедельник «Аргументы и факты» №33. Аргументы и факты – Петербург 14/08/2019;
  • И.В. Зимин «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762-1917»;
  • Википедия

Почитайте и другие статьи на моем канале:

«Портреты интерьеров». Как императоры и аристократы сохраняли для истории убранство своих дворцов

Залы и галереи Зимнего дворца в акварелях Эдуарда Гау

Почему Париж разочаровывает

Дворец бракосочетания на Фурштатской. Нелюбимый дом бумажного короля

Рубрикатор канала