- Адрес: Фурштатская улица, 52
- Годы строительства: 1896-1899
- Архитектурный стиль: эклектика
- Архитектор: Александр Иванович фон Гоген
- Статус: объект культурного наследия России федерального значения
- Состояние: последняя реставрация здания проводилась в 2012 году
Этот небольшой, нежно-оливкового цвета особняк, наверное, можно назвать самым известным зданием Фурштатской улицы. Тысячи ленинградских и петербургских семей начали свой путь именно здесь, во Дворце бракосочетания №2. Он расположен в особняке с 1963 года. Но путь самого здания начался намного раньше.
Давайте же перенесемся, например, в начало 1900 года. Над столицей империи тихо падает снег, в синих сумерках зажигаются привычные газовые и новомодные электрические фонари, а почтенные участники заседания Императорского петербургского общества Архитекторов слушают академика архитектуры Александра Ивановича фон Гогена. Академик представляет свой новый проект – особняк купца Варгунина на Фурштатской улице.
Архитектор создал особняк в стиле эклектика, добавив, впрочем, элементы модерна – стиля, который активно входил в моду в этот период.
В очередной раз убеждаюсь: несмотря на то, что определение эклектики предполагает обращение к ранее существовавшим стилям, по факту многие здания, созданные на рубеже XIXи XX веков, содержат также элементы модерна. Скорее всего, это связано с поиском архитекторами неких компромиссных решений между консервативными запросами заказчиков и актуальными веяниями архитектурной моды.
Возможно, так было и с варгунинским особняком.
Константина Варгунина называли в Петербурге бумажным королем. Семейное дело, начавшееся с лавки писчебумажных принадлежностей, открытой еще в царствование Павла I крестьянином Иваном Григорьевичем Варгуниным, к концу XIX века превратилось в мощное и современное производство по изготовлению бумаги самого разного назначения, в том числе гербовой.
С 1874 года писчебумажная фабрика купца I гильдии Константина Александровича Варгунина стала официальным поставщиком Императорского двора.
Финансист такого масштаба мог позволить себе жилье не хуже, чем у знати. По выгодной цене он приобрел у наследников купцов Мясниковых особняк на Знаменской улице (ныне Восстания, 45).
Но купцу хотелось построить свой собственный особняк, создать с нуля родовое гнездо. И в 1896 году он приобрел участок на Фурштатской улице.
Надо сказать, что участок этот сменил к тому времени уже немало хозяев. В конце XVIII - начале XIX века он принадлежал князьям Несвицким, в 1815-1825 годах им владел соратник М.И. Кутузова Карл Федорович Толь. Затем - дворянские семьи Бижеич, Преженцовы. В 1892 году его купил архитектор Николай Дмитриев с намерением построить здесь доходный дом, но что-то не сложилось. У Дмитриева купец Варгунин и купил участок.
Строительство велось три года. Архитектором, как ясно из начала статьи, стал Александр Иванович фон Гоген.
Требования заказчика к проекту явственно свидетельствовали о том, что новый дом должен был стать главной купеческой резиденцией, воплощением его ценностей и чаяний, гордостью на поколения вперед. Над окнами эркера был выполнен вензель КВ (Константин Варгунин), в лепном оформлении гостиной выделяются головы бога Меркурия – покровителя торговли – как знак принадлежности владельца к купеческому сословию. На живописном плафоне изображены фигуры Минервы и Меркурия, олицетворяющие триумф искусства, торговли и промышленности.
Кто знает, какие чувства испытывал архитектор, представляя проект почтенному сообществу – действительно ли гордился им или скорее воспринимал как удачный заказ очень богатого, но не очень разбирающегося в архитектуре человека? Этого мы не узнаем. В одной статье, где достоинства особняка оценивались довольно низко, я прочитала, что фон Гоген вдохновлялся для его создания старыми французскими отелями и, таким образом, проект был глубоко вторичен. Тем не менее, журнал «Строитель» от 1900 года (№1-2, стб. 55-56), из которого мы и узнаем о презентации архитектором своего проекта, утверждает, что «как по внешнему виду, так по плану и по отделке парадных и жилых комнат этот особняк может быть отнесен к числу лучших зданий в этом роде».
Пройдемся же по строкам старой заметки и познакомимся с проектом особняка.
«Дом построен на прямоугольном участке, мерою около 375 кв. саж., протяжением по Фурштатско й ул. в 15 поч. саж. С левой стороны оставлен проезд во двор, а постройка примыкает правой стороной к соседу».
«Подъезд находится в средней части фасада и ведет в обширный вестибюль, из которого посетитель попадает на роскошную парадную лестницу; изображенную в двух разрезах на чер. 77 и 79».
«Распределение и назначение комнат и других помещений ясно из планов (72-74)». Лестница ведёт на промежуточную площадку, после которой двумя крыльями расходится наверх. Из вестибюля двери вели в бильярдную, комнаты для гостей и винный погреб.
«Особенной богатой отделкой отличаются зал, гостиная, столовая и кабинет. Разрез этой последней комнаты представлен на чер.78». (Здесь, видимо, ошибка, потому что на чертеже представлена столовая).
«Прекрасная дубовая панель, исполненная по рисунку покойного архитектора Богомолова, обрамляет понизу все стены и ловко связана с большим камином, доходящим почти до карниза комнаты. Потолок также отделан дубом. Интересна столовая, получающая освещение с потолка через богатый плафон из разноцветного стекла с рисунком. Отопление дома производится комнатными печами".
"Главный фасад (чер. 75) обработан несимметрично».
Здесь нужно добавить, что центр фасада находится между двумя разными по форме и объему ризалитами. Левый оформлен выдающимся наружу эркером, на верху которого находится картуш с инициалами владельца дома и широким аттиком.
«Въезд во двор отделен от улицы прекрасными, кованого железа воротами в каменных столбах, увенчанных фонарями».
«Свободно использованы разнообразные архитектурные приемы: классицистические (рустовка, замковые камни над окнами первого этажа), необарочные (лучковый фронтон левого ризалита, вазы в нишах), ренессансные (окна первого этажа), модерна (несимметричность композиции, гранитный цоколь)".
По роскоши фасада особняк можно было сравнить только с недавно построенным соседом – особняком коллежского советника Спиридонова (сейчас Дворец торжественной регистрации рождений «Малютка»).
Все хорошо было в особняке, да что-то пошло не так: владелец туда так и не вселился. Вместо Константина Варгунина в новом доме поселился его сын с женой.
Он так и не стал фамильным гнездом Варгуниных.
В 1913 году дворец продали графу Павлу Николаевичу Игнатьеву, который был женат на внучке Н.М. Карамзина княжне Наталье Николаевне Мещерской. Впрочем, графская чета здесь тоже не жила. Особняк сдавали в аренду. Известно, что в 1916 году в нем располагалось посольство Испании, а в 1918 – Управление коллегии по управлению Балтийской госпитальной флотилией Российского общества Красного креста.
Несколько лет дом пустовал, приходя в упадок. Его богатое убранство было расхищено. Потом здесь какое-то время работал детприемник для беспризорных, а в 1924 году устроили 11 коммунальных квартир. В 1925-1927 годах в бывшем дворце располагалась трудовая артель с говорящим названием «Беднота».
Многие жители Санкт-Петербурга еще помнят это здание как Ленинградский стоматологический институт. Он размещался еще и в особняке Спиридонова (статью об этом здании можно прочитать по ссылке), но после войны туда уже не вернулся. А в особняке Варгунина находился до 1954 года.
В 1955-1962 годах в здании работал Учебный комбинат Жилищного управления Горисполкома. И это была последняя организация, не задержавшаяся в особняке надолго. После этого у старого дома началась совсем другая, счастливая жизнь.
В 1963 году в бывшем особняке купца Варгунина открылся Дворец бракосочетаний №2 (Дворец бракосочетаний №1 расположен на Английской набережной в бывшем дворце великого князя Андрея Владимировича).
Первая пара отпраздновала здесь начало своего супружества 10 февраля 1963 года.
Не прошло и пяти лет, как внутренние помещения дворца были отреставрированы вновь.
Вот что пишет об этом газета «Вечерний Ленинград» №139 (6913) от 17.06.1968 г.
«Идет реставрация Дворца бракосочетания на улице Петра Лаврова, 52. Здесь мастера специальных научно-реставрационных производственных мастерских более двух месяцев ведут работы по обновлению внутренних помещений. Зал торжественной регистрации браков, богато украшенный лепным орнаментом, уже отремонтирован и обогатился живописным плафоном, на котором изображены красивые вазы с цветами на фоне голубого неба… Реставрированы также банкетный зал, гостиная, комната жениха, главная лестница. Сегодня специалисты мастерских приступили к укладке мраморного пола в вестибюле и начали реставрацию комнаты невесты. Все работы будут закончены к 5 июля».
При Дворце бракосочетания работали цветочный и ювелирный магазины и служба вызова такси. Позже появился салон для новобрачных.
Давайте же широкими мазками затронем тему церемонии бракосочетания. Разумеется, я не могла брать из Интернета фото с людьми без их на то согласия, поэтому смотреть будем на интерьеры.
Заходим.
На первом этаже находятся небольшой вестибюль и гостиные для гостей, где можно с комфортом провести время в ожидании торжества.
Затем мы попадаем на парадную лестницу, где молодожены и их гости любят фотографироваться.
Главное действо происходит на втором этаже. Здесь расположены комнаты жениха и невесты и два зала для торжественных церемоний. Сначала посмотрим на вместительный Красный зал, который привлекает внимание насыщенным цветовым решением.
А теперь пройдем в зал регистрации. Его декор выполнен в нежных кремово-голубых тонах и не затмевает главных действующих лиц церемонии бракосочетания.
В 2018 году во дворце открылся фуршетный зал, и теперь поднять бокал «заздоровьемолодых» можно сразу после церемонии.
И это намного лучше, чем поднимать вышеозначенный бокал на скамейке перед дворцом, оставляя после себя живописные и очень праздничные горы мусора, что я, к сожалению, неоднократно наблюдала.
А перед тем, как отправиться на прогулку по памятным местам и далее по свадебному плану, молодожёны и их гости любят прогуляться по Таврическому саду. Благо идти до него три минуты от силы.
И в заключение важное дополнение: вступить в брак во дворце на Фурштатской могут не только петербуржцы, но и жители всей России, стран бывшего СССР и дальнего зарубежья. Так что запланировать свадьбу в городе на Неве может каждый.
На этой радостной ноте я заканчиваю рассказ о бывшем особняке купца Варгунина, который после многих лет мытарств и смены хозяев обрел свое предназначение. Теперь будущие невесты, которые планируют свой главный день в жизни начиная примерно с 12 лет, с вожделением смотрят на его нежно-салатовый фасад и представляют себя там, в кремово-голубом зале, где случатся те самые десять минут счастья, когда каждая девушка чувствует себя принцессой.
В статье использованы материалы из следующих источников:
- Архитектурный сайт Санкт-Петербурга Sitywalls
- Википедия
- Официальный сайт Комитета по делам записи актов гражданского состояния г. Санкт-Петербурга
- Сайт Открытый город
- Сайт dp.ru
Дорогие мои читатели! Если вы принимали участие в церемонии регистрации брака во Дворце бракосочетания №2, делитесь в комментариях своими воспоминаниями! Это поможет сделать статью более полной и живой. А если согласитесь поделиться фотографиями, то будет вообще чудесно.
🌸🌸 🌸Ваши лайки и подписка очень меня радуют 💃💃💃
Цикл статей "Прощание с Петербургом"