Предыдущая статья была посвящена парадным залам и галереям Зимнего дворца в акварелях Эдуарда Гау. Теперь мы переходим к личным апартаментам членов императорской фамилии и начнем с императора Николая I, который заказал художникам-акварелистам масштабную серию работ с видами интерьеров Зимнего дворца.
После своего воцарения в 1825 году император Николай I фактически жил на два дома. Его семья по-прежнему оставалась в Аничковом дворце, а в Зимний дворец приезжала на официальные церемонии.
В Зимний дворец император переселился только к концу 1826 года.
Личные качества императора – жесткость, требовательность, любовь к порядку - не могли не отразиться на жизни Зимнего дворца. В частности, серьезно ужесточились требования к чистоте помещений. Известно, что в мае 1826 года Николай Павлович, будучи во дворце, «изволил заметить во многих местах оного нечистоту» и приказал «принять меры, чтобы по выезде Его Величества из сего дворца не только не был он запускаем в нечистоте, но и вычищаемо бы было и все то, что давало в нем прежде неопрятность».
В мае умерла вдова Александра I императрица Елизавета Алексеевна, и Николай I принял решение обустроить апартаменты для своей семьи в северо-западном ризалите Зимнего дворца, где ранее жили Александр Павлович с супругой.
Учитывая масштаб проделанных работ, полгода, которые длилась перестройка «императорского угла» - срок небольшой.
Работы велись под руководством архитектора Василия Петровича Стасова. На втором этаже ризалита обустраивались комнаты для Александры Федоровны, на третьем – для Николая I. Исключение составлял малый рабочий кабинет императора, который находился на первом этаже.
Работа осложнилась тем, что, когда вскрыли «верхние паркеты», выяснилось, что несущие балки сгнили, а полы частями провалились. Таким образом, косметический ремонт превратился в капитальный.
В результате масштабных строительных работ помещения, занимаемые семьей императора Александра I, полностью перепланировали. Например, Приемная и Первая гостиная Елизаветы Алексеевны превратилась в Яшмовую (ныне Малахитовую) гостиную. При этом часть личных комнат покойного императора сохранили, придав им мемориальный статус.
В новых комнатах проявились и стилистические изменения: на смену классицизму пришел историзм, выразителями которого стали Огюст Монферран, Людвиг Иванович Шарлемань, Александр Павлович Брюллов.
В этот же период в Зимнем дворце появились новые парадные залы: Петровский, Фельдмаршальский, Военная галерея.
Совершенствовалась планировочная схема северо-западного ризалита. Одним из удачных решений стала Ротонда. До этого императорские покои не самым удачным образом соединялись с парадными залами Невской анфилады, при этом роль стыкового узла принадлежала темной квадратной комнате. Огюст Монферран вписал в этот объем круглый зал, осветив его через проем купола. В нишах Ротонды находились двери, органично соединившие залы Зимнего дворца.
К сожалению, созданные в начале правления Николая I интерьеры дворца просуществовали всего десять лет.
В ночь с 17 на 18 декабря 1837 года в Зимнем дворце вспыхнул пожар, который бушевал два дня и полностью уничтожил дворец изнутри. Погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. Ценой неимоверных усилий пожарных и добровольцев, в том числе самого императора и членов императорской семьи, удалось сохранить в целости Малый Эрмитаж и спасти многие произведения искусства.
Восстановительные работы продолжались два года. Руководили ими архитекторы Василий Петрович Стасов и Александр Павлович Брюллов. При этом первый занимался преимущественно парадными залами, а второй – жилыми покоями.
Единственный зал, отделка которого сохранилась с того периода до наших дней – Малахитовая гостиная.
Восстановленный после пожара дворец получил новую структуру, которая отразила разделение частной жизни императорской фамилии и церемониала официальных приемов. Были выделены парадные помещения и «половины» - апартаменты императора и членов его семьи, а также запасные покои. Кроме того, важной особенностью новой планировки стала возможность сообщения между парадными залами в обход апартаментов.
***
А теперь давайте перейдем к личным покоям императора Николая I в Зимнем дворце. Сразу скажу, что центром семейной жизни была половина императрицы Александры Федоровны, о которой мы поговорим в следующей статье. Сам же император обходился скромным набором комнат. Это были Секретарская, примыкавшая к Передней великого князя Михаила Павловича (младшего брата императора), Приемная, Угловая гостиная, Зеленый кабинет и Будуар.
После пожара их обстановка была восстановлена, как писал литератор Александр Павлович Башуцкий, «с прежнею простотою».
Главным помещением половины императора был его Зеленый кабинет, выходивший окнами к Адмиралтейству.
Наряду с акварелями сохранились и описания этого кабинета. Вот что писал директор Санкт-Петербургской публичной библиотеки барон Модест Андреевич Корф, который присутствовал на одном из заседаний у императора в 1841 году:
«…вокруг всей комнаты идут полушкафы, на которых лежат книги и портфели. Посредине ее два огромных письменных стола, в параллельном направлении; третий поперек комнаты, с приставленным к одной оконечности его пюпитром. В целом – порядок удивительный: ничто не нагромождено, не валяется; всякая вещь, кажется, на своем месте… Во всей комнате только два огромных, как ворота, окна и в простенке между ними – большие малахитовые часы с таким же циферблатом… Вся без изъятия мебель, стулья и кресла, карельской березы, обитая зеленым сафьяном; один только диван и ни одного вольтера».
Под «вольтерами» Корф имел в виду очень удобные кресла. Этой деталью он подчеркивает сугубо деловой и аскетичный характер кабинета, столь отвечавший особенностям характера самого царя.
Среди декора кабинета доминировали две огромные картины: «Парад в Берлине» Франца Крюгера и «Парад в Санкт-Петербурге» Адольфа Ладюрнера.
Также стены украшали акварельные портреты членов императорской семьи и небольшие картины, изображающие сцены ежедневной дворцовой и военной жизни. На одном из каминов стоял мраморный короля прусского – тестя императора Николая I. В целом убранство кабинета отражало характер и приоритеты его владельца – человека строгого, педантичного, любящего свою семью и военное дело.
***
Любимым местом уединенной работы императора был столик в Угловой гостиной, откуда открывался прекрасный вид на Неву и Адмиралтейство.
Как и до 1837 года, здесь стояла мраморная статуя императрицы Александры Федоровны. Оригинал был утрачен во время пожара, но статую удалось воссоздать.
А вот ковер был спасен из огня и вновь занял свое место в императорской гостиной.
Второй кабинет императора, о котором я уже упоминала, находился на первом этаже северо-западного ризалита. Это была небольшая узкая комната, обустроенная очень скромно: письменный стол, походная кровать, камин, небольшой диванчик…
В этом кабинете император жил и работал в последние годы жизни, когда у него стали болеть ноги и подниматься на третий этаж было уже затруднительно.
«В зимние дни, в 7 часов утра, проходившие по набережной мимо Зимнего дворца могли видеть Государя, сидящего в кабинете за письменным столом, при свете четырех свечей, прикрытых абажуром, читающего, подписывающего и перебирающего целые вороха лежавших перед ним бумаг».
Михаил Гершензон «Николай I и его эпоха в воспоминаниях современников»
В феврале 1855 года император Николай I умер в этом кабинете на походной кровати.
До 1917 года Малый кабинет Николая I относился к «мемориальной зоне». После взятия Зимнего дворца мемориальные зоны были разгромлены.
- В статье использованы материалы из следующих источников:
- Официальный сайт Государственного Эрмитажа;
- Еженедельник «Аргументы и факты» №33. Аргументы и факты – Петербург 14/08/2019;
- И.В. Зимин «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762-1917»;
- М.О. Гершензон «Николай I и его эпоха в воспоминаниях современников»;
- Википедия
Почитайте и другие статьи на моем канале:
Анненкирхе. Часть третья. Как я почти участвовала в Рождественской ярмарке
Дворец бракосочетания на Фурштатской. Нелюбимый дом бумажного короля