Найти тему
Aristologia

Зимний дворец. История в акварелях. Апартаменты императора Николая I

Предыдущая статья была посвящена парадным залам и галереям Зимнего дворца в акварелях Эдуарда Гау. Теперь мы переходим к личным апартаментам членов императорской фамилии и начнем с императора Николая I, который заказал художникам-акварелистам масштабную серию работ с видами интерьеров Зимнего дворца.

В.С. Садовников. Вид Зимнего дворца с запада, 1850 г.
В.С. Садовников. Вид Зимнего дворца с запада, 1850 г.

После своего воцарения в 1825 году император Николай I фактически жил на два дома. Его семья по-прежнему оставалась в Аничковом дворце, а в Зимний дворец приезжала на официальные церемонии.

В Зимний дворец император переселился только к концу 1826 года.

Личные качества императора – жесткость, требовательность, любовь к порядку - не могли не отразиться на жизни Зимнего дворца. В частности, серьезно ужесточились требования к чистоте помещений. Известно, что в мае 1826 года Николай Павлович, будучи во дворце, «изволил заметить во многих местах оного нечистоту» и приказал «принять меры, чтобы по выезде Его Величества из сего дворца не только не был он запускаем в нечистоте, но и вычищаемо бы было и все то, что давало в нем прежде неопрятность».

Владимир Гау. Портрет императора Николая I
Владимир Гау. Портрет императора Николая I

В мае умерла вдова Александра I императрица Елизавета Алексеевна, и Николай I принял решение обустроить апартаменты для своей семьи в северо-западном ризалите Зимнего дворца, где ранее жили Александр Павлович с супругой.

В.С. Садовников. Вид северо-западного ризалита Зимнего дворца
В.С. Садовников. Вид северо-западного ризалита Зимнего дворца

Учитывая масштаб проделанных работ, полгода, которые длилась перестройка «императорского угла» - срок небольшой.

Работы велись под руководством архитектора Василия Петровича Стасова. На втором этаже ризалита обустраивались комнаты для Александры Федоровны, на третьем – для Николая I. Исключение составлял малый рабочий кабинет императора, который находился на первом этаже.

Работа осложнилась тем, что, когда вскрыли «верхние паркеты», выяснилось, что несущие балки сгнили, а полы частями провалились. Таким образом, косметический ремонт превратился в капитальный.

В результате масштабных строительных работ помещения, занимаемые семьей императора Александра I, полностью перепланировали. Например, Приемная и Первая гостиная Елизаветы Алексеевны превратилась в Яшмовую (ныне Малахитовую) гостиную. При этом часть личных комнат покойного императора сохранили, придав им мемориальный статус.

В новых комнатах проявились и стилистические изменения: на смену классицизму пришел историзм, выразителями которого стали Огюст Монферран, Людвиг Иванович Шарлемань, Александр Павлович Брюллов.

В этот же период в Зимнем дворце появились новые парадные залы: Петровский, Фельдмаршальский, Военная галерея.

Совершенствовалась планировочная схема северо-западного ризалита. Одним из удачных решений стала Ротонда. До этого императорские покои не самым удачным образом соединялись с парадными залами Невской анфилады, при этом роль стыкового узла принадлежала темной квадратной комнате. Огюст Монферран вписал в этот объем круглый зал, осветив его через проем купола. В нишах Ротонды находились двери, органично соединившие залы Зимнего дворца.

В.С. Садовников Ротонда Зимнего дворца
В.С. Садовников Ротонда Зимнего дворца

К сожалению, созданные в начале правления Николая I интерьеры дворца просуществовали всего десять лет.

В ночь с 17 на 18 декабря 1837 года в Зимнем дворце вспыхнул пожар, который бушевал два дня и полностью уничтожил дворец изнутри. Погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. Ценой неимоверных усилий пожарных и добровольцев, в том числе самого императора и членов императорской семьи, удалось сохранить в целости Малый Эрмитаж и спасти многие произведения искусства.

Борис Грин. Пожар в Зимнем дворце в декабре 1837 года
Борис Грин. Пожар в Зимнем дворце в декабре 1837 года

Восстановительные работы продолжались два года. Руководили ими архитекторы Василий Петрович Стасов и Александр Павлович Брюллов. При этом первый занимался преимущественно парадными залами, а второй – жилыми покоями.

План части верхнего этажа Зимнего дворца половины императора Николая I
План части верхнего этажа Зимнего дворца половины императора Николая I

Единственный зал, отделка которого сохранилась с того периода до наших дней – Малахитовая гостиная.

К.А. Ухтомский Малахитовая гостиная Зимнего дворца
К.А. Ухтомский Малахитовая гостиная Зимнего дворца

Восстановленный после пожара дворец получил новую структуру, которая отразила разделение частной жизни императорской фамилии и церемониала официальных приемов. Были выделены парадные помещения и «половины» - апартаменты императора и членов его семьи, а также запасные покои. Кроме того, важной особенностью новой планировки стала возможность сообщения между парадными залами в обход апартаментов.

***

А теперь давайте перейдем к личным покоям императора Николая I в Зимнем дворце. Сразу скажу, что центром семейной жизни была половина императрицы Александры Федоровны, о которой мы поговорим в следующей статье. Сам же император обходился скромным набором комнат. Это были Секретарская, примыкавшая к Передней великого князя Михаила Павловича (младшего брата императора), Приемная, Угловая гостиная, Зеленый кабинет и Будуар.

После пожара их обстановка была восстановлена, как писал литератор Александр Павлович Башуцкий, «с прежнею простотою».

Главным помещением половины императора был его Зеленый кабинет, выходивший окнами к Адмиралтейству.

Э.П. Гау Зеленая (Большая) гостиная императора Николая I
Э.П. Гау Зеленая (Большая) гостиная императора Николая I

Наряду с акварелями сохранились и описания этого кабинета. Вот что писал директор Санкт-Петербургской публичной библиотеки барон Модест Андреевич Корф, который присутствовал на одном из заседаний у императора в 1841 году:

«…вокруг всей комнаты идут полушкафы, на которых лежат книги и портфели. Посредине ее два огромных письменных стола, в параллельном направлении; третий поперек комнаты, с приставленным к одной оконечности его пюпитром. В целом – порядок удивительный: ничто не нагромождено, не валяется; всякая вещь, кажется, на своем месте… Во всей комнате только два огромных, как ворота, окна и в простенке между ними – большие малахитовые часы с таким же циферблатом… Вся без изъятия мебель, стулья и кресла, карельской березы, обитая зеленым сафьяном; один только диван и ни одного вольтера».

Под «вольтерами» Корф имел в виду очень удобные кресла. Этой деталью он подчеркивает сугубо деловой и аскетичный характер кабинета, столь отвечавший особенностям характера самого царя.

Письменный прибор с воинскими арматурами на малахитовом основании. 1830-е гг
Письменный прибор с воинскими арматурами на малахитовом основании. 1830-е гг

Среди декора кабинета доминировали две огромные картины: «Парад в Берлине» Франца Крюгера и «Парад в Санкт-Петербурге» Адольфа Ладюрнера.

Также стены украшали акварельные портреты членов императорской семьи и небольшие картины, изображающие сцены ежедневной дворцовой и военной жизни. На одном из каминов стоял мраморный короля прусского – тестя императора Николая I. В целом убранство кабинета отражало характер и приоритеты его владельца – человека строгого, педантичного, любящего свою семью и военное дело.

***

Любимым местом уединенной работы императора был столик в Угловой гостиной, откуда открывался прекрасный вид на Неву и Адмиралтейство.

К.А. Ухтомский Угловая гостиная императора Николая I
К.А. Ухтомский Угловая гостиная императора Николая I

Как и до 1837 года, здесь стояла мраморная статуя императрицы Александры Федоровны. Оригинал был утрачен во время пожара, но статую удалось воссоздать.

Д.С. Савельев по модели К.Ф. Викмана. Императрица Александра Федоровна, сидящая на кресле
Д.С. Савельев по модели К.Ф. Викмана. Императрица Александра Федоровна, сидящая на кресле

А вот ковер был спасен из огня и вновь занял свое место в императорской гостиной.

Проект росписи свода Уголовой гостиной
Проект росписи свода Уголовой гостиной

Второй кабинет императора, о котором я уже упоминала, находился на первом этаже северо-западного ризалита. Это была небольшая узкая комната, обустроенная очень скромно: письменный стол, походная кровать, камин, небольшой диванчик…

В этом кабинете император жил и работал в последние годы жизни, когда у него стали болеть ноги и подниматься на третий этаж было уже затруднительно.

В.С. Садовников. Малый кабинет императора Николая I
В.С. Садовников. Малый кабинет императора Николая I

«В зимние дни, в 7 часов утра, проходившие по набережной мимо Зимнего дворца могли видеть Государя, сидящего в кабинете за письменным столом, при свете четырех свечей, прикрытых абажуром, читающего, подписывающего и перебирающего целые вороха лежавших перед ним бумаг».
Михаил Гершензон «Николай I и его эпоха в воспоминаниях современников»

В феврале 1855 года император Николай I умер в этом кабинете на походной кровати.

До 1917 года Малый кабинет Николая I относился к «мемориальной зоне». После взятия Зимнего дворца мемориальные зоны были разгромлены.

  • В статье использованы материалы из следующих источников:
  • Официальный сайт Государственного Эрмитажа;
  • Еженедельник «Аргументы и факты» №33. Аргументы и факты – Петербург 14/08/2019;
  • И.В. Зимин «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762-1917»;
  • М.О. Гершензон «Николай I и его эпоха в воспоминаниях современников»;
  • Википедия

Почитайте и другие статьи на моем канале:

Почему Париж разочаровывает

Выставка «Изобретения Леонардо да Винчи» в Ростовском областном музее краеведения. Однозначно стоит посетить

Анненкирхе. Часть третья. Как я почти участвовала в Рождественской ярмарке

Дворец бракосочетания на Фурштатской. Нелюбимый дом бумажного короля

Рубрикатор канала