«Да он псих, не стоит с ним общаться!», «Мои дети не будут играть рядом с аутистом!», «Ходишь к психологу – ты что, душевнобольной?», «У тебя не депрессия, а лень!»… Все эти фразы – о стигматизации психических расстройств в нашем обществе. Что это такое, в чем причины этого явления – и что с ним делать? Рассказывает психиатр-нарколог и психотерапевт Василий Шуров.
Что такое стигматизация психических расстройств?
Стигматизация психических расстройств – негативный ярлык, который общество накладывает на нарушения психики и на пациентов с этими недугами, «сборник» когнитивных и эмоциональных предубеждений.
Негативные стереотипы приводят к дискриминации – предвзятому отношению к группе людей, нарушению их прав.
Как проявляется такая стигма:
Табуированность болезни. В социуме «не принято» открыто говорить о нарушениях психики, тема замалчивается, а сама болезнь считается «позорной», в ее наличии «стыдно» признаваться.
Социальная изоляция. Общество старается изолировать больных ментальными расстройствами: с ними предпочитают не разговаривать, не играть, не учиться, не работать. Им также могут отказывать в правах – например, увольнять с работы или не принимать на нее, отказывать в обучении (или в совместном обучении с другими учениками).
Оскорбление и унижение. Больные терпят неприятные шутки, прямые оскорбления, обидные сплетни и другие способы унижения человеческого достоинства. Их также могут молчаливо «бойкотировать» − отказывать в ответе на вопрос и в беседе, демонстративно переходить на другую сторону улицы и т.д.
При этом, согласно исследованиям российских медиков, из-за негативных стереотипов и социальной дискриминации пациенты с психическими нарушениями нередко страдают даже больше, чем от самой своей болезни.
Причины стигмы – почему на самом деле общество боится и избегает таких больных?
Социальная стигматизация – очень масштабное и комплексное явление. Разберем его основные причины:
Глубокие социокультурные стереотипы
Наше представление о явлениях редко формируется на основе научных данных. Зачастую источником становится история, культура, средства массовой информации, а также наш личный жизненный опыт.
История. Психические расстройства полноценно исследуются и лечатся лишь последние десятилетия, а до этого времени их физиологические аспекты вообще не брали в расчет – просто считали «болезнями души». Вселение бесов, наказание за грехи, прокаженность, блаженность – так всего полвека-век назад активно называли непонятные явления. И, хотя сегодня у нас уже есть научные объяснения ментальным заболеваниям, эта пугающая многовековая память не исчезает без следа.
Культура. Исторически сложившиеся стереотипы прочно осели в культуре. Как нам представляют людей с нарушениями психики в кино, сериалах, литературных произведениях? Это либо пугающе-отталкивающий образ, связанный с жестокой преступностью, или (в более редких случаях) – «гениальные безумцы». То есть, или больной человек гениален – и его «со скрипом» принимают, или он не блещет талантами – и становится в глазах общества потенциальным преступником.
Подробнее о связи гениальности и ментальных расстройств мы подробнее писали здесь.
Масла в огонь подливает и СМИ. Подавляющее большинство новостей о людях с психическими нарушениями связаны с преступлениями. Хотя, по статистике, на долю пациентов «тяжелой психиатрии» приходится порядка 1% преступлений, а суммарно пациенты с какими-либо психическими отклонениями совершают лишь 10-12% от общего числа убийств.
Просто преступления, связанные с ментальными отклонениями, − всегда резонансные. Они больше интересуют публику на почве все тех же страхов и предубеждений, лучше «тиражируются» − и лучше запоминаются.
Личный негативный опыт
Мы лучше запоминаем именно негативно окрашенный опыт, связанный с ментальными нарушениями. Мимо нас может пройти 100 людей с психиатрическими диагнозами – мы и не узнаем. Но мы запомним «пугающего аутиста» на детской площадке, кричащую старушку с деменцией, или очередную страшную историю наших знакомых о «безумном соседе» − и на основе этих данных неосознанно составим мнение обо всех ментальных расстройствах и больных в целом.
По статистике, яркость проявления стигмы связана с возрастом. Чем старше человек, тем больше у него накапливается негативного личного и культурного опыта, тем более он лоялен к социальным стереотипам и общей конформности в вопросе отношения к психическим расстройствам.
Культ самоконтроля и разделение на «мы»/«они»
Из истории, культуры и личного опыта мы узнаем, что ментальные расстройства – это страшно и опасно. Мы смотрим на человека с яркими симптомами тяжелого психического расстройства, и дико боимся этого зрелища.
Но нас пугает не только прямая угроза, которая от него может исходить. Мы боимся самого явления, которое провоцирует угрозу. Потому что «душевнобольной человек» − это тот, кто не управляет собой.
А у нас в обществе − культ самоконтроля. Ты должен полностью контролировать себя (не только в действиях, но и в эмоциях), со всеми переживаниями справляться сам, иначе – ты неудобный, позорно слабый или угрожающий окружающим.
Бояться «сойти с ума», потерять контроль над собой – это нормально. Вопрос в том, как мы с этим страхом справляемся.
К сожалению, легче всего для нас осудить больного человека (кара за грехи, собственная слабость, лень, «разбалованность» и т.д.) – тогда мы как бы делаем болезнь «не опасной» для нас самих.
В отличие от больного, мы все делаем правильно – поэтому с нами такое никогда не случится!
Если же не получается напрямую осудить человека – мы отгораживаемся.
Как это проще всего сделать? Провести черту «мы»/«они», где «мы» − это «здоровые адекватные люди», а «они» − это «психи/слабаки».
Достаточно держаться подальше от «группы ненормальных», и все будет хорошо.
Есть и другая причина такой дистанции − мы неосознанно боимся «заразиться».
С давних времен людей с психическими нарушениями подвергали изоляции – считалось, что их болезнь может передаться окружающим. Например, «его бес может переселиться в другого». Болезни не изучались, были страшными и необъяснимыми – и люди хотели себя защитить.
Отсюда, например, предубеждение о врачах-психиатрах и даже психологах. «Он этим занимается, потому что сам псих!», «Ты столько общаешься с больными, что сам с ума сойдешь»… Этот стереотип даже находит отражение в кино – тот же психиатр-маньяк из «Молчания ягнят».
Преуменьшение значимости болезни
О тяжелых психических расстройствах – например, шизофрении – людям известно давно. Такие случаи – врожденные, редкие и пугающие, ведь симптомы проявляются ярко и серьезно нарушают поведение больного.
А вот малая психиатрия – более «современная». В нее входят расстройства, которые зачастую возникают под воздействием внешних факторов, а их симптомы выражены не слишком ярко, но все же доставляют человеку мучения:
Аффективные нарушения – расстройства настроения, к ним относится депрессия.
Невротические нарушения – тревожные расстройства, фобии, синдром навязчивых состояний и т.д.
Все эти заболевания долгое время просто не диагностировались. Люди ощущали, что с ними что-то не так, но не обращались за помощью – «это стыдно», «все иногда грустят», «я же не псих», «у меня же нет галлюцинаций».
Поэтому малая психиатрия долгое время не изучалась, была «в тени», и лишь в последние десятилетия благодаря современным исследованиям появились методы диагностики и лечения таких расстройств.
Но по этой же причине множество людей попросту не верит в то, что эти болезни реальны – ведь «раньше такого не было».
Поэтому пациенты малой психиатрии регулярно сталкиваются с обесцениванием своих проблем:
Ты просто ленишься! Больше работай, и все пройдет.
Грустишь по пустякам, без причины! Посмотри – есть люди, которые живут гораздо хуже, и не убиваются так!
Просто расслабься! Накручиваешь себя…
Да нет у тебя никакой болезни! Мне вот тоже иногда грустно/тревожно. Что ж теперь, всем к психиатрам идти?
Такие «советчики» просто не знают, что психика – физиологична, и причиной нарушенного настроения могут быть реальные сбои в работе нейромедиаторов и различных отделов головного мозга. Подробнее об этом мы писали в материале о тревожно-депрессивном расстройстве.
Самостигматизация
Из-за множества негативных социальных стереотипов о психиатрии сами больные нередко занимаются самостигматизацией:
Да я что, псих какой-то? Зачем мне врачи, сам справлюсь!
Нельзя никому признаваться, что мне плохо – засмеют! Надо терпеть.
Мне нельзя сближаться с людьми – меня не поймут, или я из-за своих проблем наврежу окружающим…
Почему так происходит?
Человек жил в обществе с психиатрической стигмой. Он привык, что есть «здоровые мы» и «ненормальные они». Он думал, что никогда не попадет в категорию «психов» − и вдруг попал. Еще недавно осуждавший людей с депрессией или паническими атаками, он знает, как к нему будут относиться окружающие, если он «раскроется».
И теперь он боится социальной изоляции и осуждения: «Меня прогонят/уволят/бросят», «Меня посчитают слабаком».
Дестигматизация и романтизация – в чем разница?
В последние годы во всем мире – и в особенности в развитых странах – идет дестигматизация психических расстройств. Врачи делятся знаниями доступным языком в личных блогах и развенчивают нездоровые мифы, пациенты рассказывают свои истории и переживания, открыто говорят о диагнозах.
Все это помогает стереть границу «мы/они» и показать: пациенты с психическими нарушениями –не монстры, не маньяки, не убийцы и не «слабаки». Они обычные люди, которые пытаются справиться со своей болезнью – так же, как это делает больной с ишемией или гастритом. Просто их нарушения касаются не сердца, поджелудочной или ЖКТ, а других внутренних систем − мозга и ЦНС.
Но, к сожалению, все это вызвало и нездоровый интерес к психическим расстройствам. Они стали «модными» − ведь благодаря многовековой стигме у них есть «загадочность», а благодаря процессам дестигматизации – популярность в медиа-пространстве.
Поэтому некоторые люди начали самостоятельно ставить себе диагнозы или излишне романтизировать заболевания:
Я прошел тест в интернете – у меня явно депрессия/биполярка/ОКР!
Как вы можете что-то от меня требовать? Вы разве не видите, что я в депрессии?
Не пойду к врачу и не буду лечиться – болезнь делает меня интересным, особенным, она помогает мне заниматься творчеством!
Мы уже неоднократно писали о том, что обследованиями и постановкой диагноза должен заниматься врач-психиатр или психотерапевт.
За вашими симптомами могут скрываться серьезные нарушения внутренних органов, а сами психические расстройства очень разнообразны, у них есть свои подвиды – и от их определения зависят способы лечения. А если расстройства психики не лечить, постоянный стресс может привести к нарушениям внутренних органов, неприятные симптомы будут мешать учебе, работе, общению и другим сферам жизни, и не дадут полноценно реализоваться – в том числе, и в творчестве.
Другие статьи по теме:
Мифы о лечении в психиатрических больницах. Комментирует психиатр
Почему люди не доверяют психиатрам и их лекарствам? Рассказывает врач
А вы сталкивались со стигмой психических расстройств у себя или от окружающих?
Мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы, высказывайте мнение − это важно для нас!
И будьте здоровы!