Когда мы просматриваем каталоги покрышек, то можно увидеть такую штуку, как всесезонная резина. Из этого следует, что она существует, правда не совсем ясно, стоит ли доверять громким заявления и верить в возможность шины одинаково хорошо работать при разных температурных режимах. Было бы очень удобно поставить колёса один раз и уже не менять их каждый сезон.
В чём проблема
Из практики известно, что стоит нам положить в холодное место какой-то полимер и он становится дубовым, а может даже сломаться при механическом воздействии. Так ведут себя не все полимеры, но некоторые демонстрируют именно такие свойства и в общем-то, таких сегодня большинство.
Резиновая шина - это тоже полимер с определенным химическим составом и конструкцией. При изменении температуры свойства этого полимера меняются. Когда на улице холодно шины дубеют и становятся более ломкими, когда вокруг тепло они плывут и начинают даже рисовать на асфальте полоски.
Несколько слов о свойствах полимеров и термомеханическая кривая
Способность полимерных материалов так кардинально менять свойства обусловлена нахождением полимеров в разных физических состояниях при разной температуре. Когда холодно полимер существует в стеклообразном состоянии, а когда жарко - в вязкотекучем. Из названия логично предположить, что вязкотекучее состояние напоминает нечто типа шоколадной пасты, а стеклообразное похоже на оконное стекло с вытекающими из этого свойствами. Нам же нужно работать с полимером в высокоэластичном состоянии. Именно это состояние соответствует состоянию полимера со свойствами, пригодными для его использования в виде покрышек.
У каждого полимера диапазон этих температур свой и для каждого полимера существует так называемая термомеханическая кривая, которая описывает все состояния.
Соответственно, для того, чтобы можно было использовать резину на транспортных средствах и не получать зимой лыжи, а летом - желе, стали использовать зимой резину зимнюю, а летом летнюю.
Чем отличаются летняя и зимняя резины
Резины отличаются друг от друга химическим составом. Для изготовления разных шин с разной сезонностью используется и разная исходная резиновая смесь. Резиновая смесь же состоит из наполнителя и пластичного связующего. Больше связующего - мягче резина, дубеет при более низких температурах. Современные варианты зимней резины предполагают и использование разных более морозостойких связующих.
Издавна используется очень простая схема, которая позволяет всегда иметь шины с подходящими свойствами. Зимой ставить зимнюю резину, а летом летнюю. Но это далеко не всегда удобно. В итоге были предложена всесезонная резина, которую можно установить один раз и больше не перекидывать колёса каждый сезон.
Правда вот всесезонная резина не совсем является всесезонной в нашем с вами понимании. Нам представляется, что всесезонка будет иметь подходящие для безопасного движения свойства в мороз -30 градусов и при жаре больше +30 градусов. На практике же получится, что в лютые морозы - это лыжи, а в жару кисель.
Свойства обусловлены особенностью состава этой резины. Большое количество компаунда добавлять нельзя, потому что при такой схеме резина будет плавиться летом, но и много наполнителя использовать не получится, потому что тогда резина будет дубовая зимой. Остается балансировать на компромиссных вариантах и называть это всесезонной резиной. Кроме того, можно использовать ещё и специальный связующий полимер, но и у него будет некоторый температурный диапазон физических состояний. Смотрим на термомеханическую кривую и понимаем, что чудо тут не возможно.
Зачем тогда нужна всесезонка?
Изначально всесезонная резина появилась в тех странах, где не так ярко выражены климатические особенности сезонов, как это происходит в нашей стране. И если у нас зимой -10, а летом +10 (берем цифры из головы), то всесезонка полностью себя оправдает. Собственно говоря, производители здесь и не обманывают. В каталогах вполне адекватно указывают умеренные температурные диапазоны. Вся путаница начинается с некоторых продавцов, которые пускают слух, что всесезонная резина - это верх эволюции в машиностроении и она способна решить любые задачи. Поставил и забыл.
Кстати говоря, в последнее время в нашем регионе такие зимы и летние месяцы, что всесезонка действительно может себя оправдать. Но если вдруг ударят морозы в -35 градусов, то универсальная резина себя уже вряд ли оправдает. Поэтому, отвечая на вопрос, поставленный в заголовке можно сказать, что всесезонной резины в нашем её понимании не существует.
------------
Обязательно оцените статью лайком, напишите комментарий и подпишитесь на проект! Это очень важно для развития канала.
-------------
Советую также прочитать на нашем канале:
-----