Найти тему
⚠️ Инженерные знания

Существует ли всесезонная резина?

Оглавление

Когда мы просматриваем каталоги покрышек, то можно увидеть такую штуку, как всесезонная резина. Из этого следует, что она существует, правда не совсем ясно, стоит ли доверять громким заявления и верить в возможность шины одинаково хорошо работать при разных температурных режимах. Было бы очень удобно поставить колёса один раз и уже не менять их каждый сезон.

В чём проблема

Из практики известно, что стоит нам положить в холодное место какой-то полимер и он становится дубовым, а может даже сломаться при механическом воздействии. Так ведут себя не все полимеры, но некоторые демонстрируют именно такие свойства и в общем-то, таких сегодня большинство.

Резиновая шина - это тоже полимер с определенным химическим составом и конструкцией. При изменении температуры свойства этого полимера меняются. Когда на улице холодно шины дубеют и становятся более ломкими, когда вокруг тепло они плывут и начинают даже рисовать на асфальте полоски.

Несколько слов о свойствах полимеров и термомеханическая кривая

Способность полимерных материалов так кардинально менять свойства обусловлена нахождением полимеров в разных физических состояниях при разной температуре. Когда холодно полимер существует в стеклообразном состоянии, а когда жарко - в вязкотекучем. Из названия логично предположить, что вязкотекучее состояние напоминает нечто типа шоколадной пасты, а стеклообразное похоже на оконное стекло с вытекающими из этого свойствами. Нам же нужно работать с полимером в высокоэластичном состоянии. Именно это состояние соответствует состоянию полимера со свойствами, пригодными для его использования в виде покрышек.

У каждого полимера диапазон этих температур свой и для каждого полимера существует так называемая термомеханическая кривая, которая описывает все состояния.

Пример термомеханической кривой
Пример термомеханической кривой

Соответственно, для того, чтобы можно было использовать резину на транспортных средствах и не получать зимой лыжи, а летом - желе, стали использовать зимой резину зимнюю, а летом летнюю.

Чем отличаются летняя и зимняя резины

Резины отличаются друг от друга химическим составом. Для изготовления разных шин с разной сезонностью используется и разная исходная резиновая смесь. Резиновая смесь же состоит из наполнителя и пластичного связующего. Больше связующего - мягче резина, дубеет при более низких температурах. Современные варианты зимней резины предполагают и использование разных более морозостойких связующих.

Издавна используется очень простая схема, которая позволяет всегда иметь шины с подходящими свойствами. Зимой ставить зимнюю резину, а летом летнюю. Но это далеко не всегда удобно. В итоге были предложена всесезонная резина, которую можно установить один раз и больше не перекидывать колёса каждый сезон.

Замена резины
Замена резины

Правда вот всесезонная резина не совсем является всесезонной в нашем с вами понимании. Нам представляется, что всесезонка будет иметь подходящие для безопасного движения свойства в мороз -30 градусов и при жаре больше +30 градусов. На практике же получится, что в лютые морозы - это лыжи, а в жару кисель.

Свойства обусловлены особенностью состава этой резины. Большое количество компаунда добавлять нельзя, потому что при такой схеме резина будет плавиться летом, но и много наполнителя использовать не получится, потому что тогда резина будет дубовая зимой. Остается балансировать на компромиссных вариантах и называть это всесезонной резиной. Кроме того, можно использовать ещё и специальный связующий полимер, но и у него будет некоторый температурный диапазон физических состояний. Смотрим на термомеханическую кривую и понимаем, что чудо тут не возможно.

Зачем тогда нужна всесезонка?

Изначально всесезонная резина появилась в тех странах, где не так ярко выражены климатические особенности сезонов, как это происходит в нашей стране. И если у нас зимой -10, а летом +10 (берем цифры из головы), то всесезонка полностью себя оправдает. Собственно говоря, производители здесь и не обманывают. В каталогах вполне адекватно указывают умеренные температурные диапазоны. Вся путаница начинается с некоторых продавцов, которые пускают слух, что всесезонная резина - это верх эволюции в машиностроении и она способна решить любые задачи. Поставил и забыл.

Кстати говоря, в последнее время в нашем регионе такие зимы и летние месяцы, что всесезонка действительно может себя оправдать. Но если вдруг ударят морозы в -35 градусов, то универсальная резина себя уже вряд ли оправдает. Поэтому, отвечая на вопрос, поставленный в заголовке можно сказать, что всесезонной резины в нашем её понимании не существует.

------------

Обязательно оцените статью лайком, напишите комментарий и подпишитесь на проект! Это очень важно для развития канала.

-------------

Советую также прочитать на нашем канале:

-----

Смотрите нас на YouTube и присоединяйтесь к телеге!

Авто
5,66 млн интересуются