Найти тему
Иосиф Гольман

Ответы на вопросы о детях и детско-родительских отношениях

Оглавление

Как я уже писал, сейчас идет акция помощи родителям, в ходе которой многие психологи, в том числе, из нашего МГППУ, бесплатно отвечают на вопросы по детско-родительским отношениям. Их по-прежнему можно задать мне или по телефонам, указанным в этом посте (кликабельно).

Ниже - несколько вопросов по данной теме, и мои ответы на них.

1. Скажите, пожалуйста, как оторвать детей от гаджетов. Мальчик 8 лет и девочка 5 лет. Постоянно играют или смотрят ютуб канал. Конечно, мы забираем гаджеты по истечении отведенного на них времени, но, если бы мы сами этого не делали, дети готовы смотреть ерунду хоть целый день.

Ответ:

Здесь, думаю, нужно идти по нескольким путям сразу:

Путь первый: если не можем совсем запретить, значит, надо надо подумать, как потреблять этот «запретный плод» с пользой. Например, есть отличные познавательные и учебные программы, сделанные в игровой интерактивной форме. Тот же иностранный язык можно учить в увлекательной компьютерной игре, такие есть. А моя младшая дочь весьма усовершенствовала свой английский, смотря на нем любимые сериалы. В Интернете можно найти самые разные викторины и интереснейшие подборки материалов по темам, которые дети сами не прочь были бы посмотреть. Развивающие игры, кстати, могут быть и сетевыми.

То есть, нужно поискать и подобрать компьютерные «развлечения», которые выполняли бы, кроме развлекательной, еще развивающую, учебную и воспитательную миссию. Единственный минус: дети могут залипнуть и на вредной продукции, так что поиск нужного контента должны производить родители, и на это будет уходить  приличное количество родительского времени.

Но ведь никто и не обещал, что с детьми будет легко :));

Путь второй: договариваться о допустимом времени работы с гаджетами (именно договариваться), с объяснениями, почему это время жестко ограничено. И да, жестко пресекать попытки обмана (а они обязательно будут:). В том числе, используя программно-аппаратные методы контроля времени пользования и контента.

В то же время, дополнительный тайминг может быть поощрением за что-то очень хорошее:));

Путь третий: вспомнить, что кроме гаджетов, можно отлично проводить время с родителями и друзьями. Ведь еще 20 лет назад смартфонов не было. А 40 лет назад - и настольных компьютеров тоже)). И ведь семьи с детьми умели развлекаться: прогулки, спортивные игры, экскурсии, настольные игры, совместное чтение вслух (вообще магическое занятие, попробуйте) и многое-многое другое.

Думаю, даже эти три пути могут сильно снизить остроту «гаджетной» проблемы.

2. Старшему сыну стало интереснее играть со сверстниками. Младшая сестра страдает. Говорит, что брат ее не любит. Как объяснить ей, что это не так?

Ответ:

Здесь надо одновременно работать с обоими детьми.

Девочке всячески подчеркивать, что брат ее очень любит, но у каждого человека есть свое личное пространство, которое надо уважать. Например, когда девочке хочется поиграть в куколки, брат ей не мешает, хотя ему эта игра не интересна. Но он уважает ее интересы. Поэтому и она не должна расстраиваться, если, например, брат захочет поиграть с большими мальчиками в футбол, а ее не возьмет из опасения, что мячом можно нечаянно больно ее задеть.

Уважение чужих интересов - гарантия того, что и твои интересы станут уважать.

С мальчиком нужно говорить о том, что сестра страдает из-за недостатка его внимания. Не надо делать его ответственным за ее страдания, это нормальная ситуация, когда интересы у разных людей разные. Но он ведь не хочет, чтобы она страдала? Вот пусть подумает, как эту проблему уменьшить. Например, игры с мальчишками проводить в то время, когда девочка занята своими мероприятиями. А в свое свободное время все-таки играть и с ней.

И даже просто не забывать, уходя, обнять сестренку, лишний раз сказать ей, что ее любит и уходит ненадолго. А из школьного буфета принести ей коржик. Она, хоть и не голодная, подобные поступки всегда оценит.

Ну и, как в первом вопросе, обязательно устраивать общие, семейные мероприятия. Когда и брат, и сестра, и родители вместе получают удовольствия.

3. Что говорить мнительному ребенку? Боится болезней, пугается если что-то слышит (8 лет).

Во-первых, следить за тем, чтобы запугивание не шло от близких. Часто из лучших побуждений родители (бабушки, воспитатели, учителя и т.д.) пугают ребенка последствиями его неправильных действий. Для мнительного ребенка их правильные, в общем-то, слова могут приводить к возникновению тревожного и невротического расстройств.

Во-вторых, внимательно выслушивать все его страхи, не отмахиваясь от них. И нужно не только успокаивать ребенка по каждому конкретному поводу, но и предлагать ему самому порассуждать на эту тему. Пусть сам попытается (с Вашей помощью, конечно) объяснить себе, почему это пугающее известие или знание не так уж и страшно.

И, наконец, в-третьих, не забывайте успокоить его не только логическими доводами, но и объятиями, «физической» демонстрацией того, что маленький человек под надежной защитой, а, значит, ему нечего бояться.

4. Как говорить с детьми о смерти? Как не напугать их и не напугаться самому?

Философ бы написал ответ в виде сотни книг :). Ну а мы постараемся уложиться в десяток фраз.

Прежде всего, обсуждайте эту тему спокойно, не уходите от нее, чтобы ребенок видел, что этот вопрос не ввергает вас саму в панику.

Есть смысл перемежать логические доводы (ему еще жить сто лет, каждые пять лет продолжительность жизни увеличивается на год-полтора, ученые над этим постоянно работают) с эмоциональным воздействием, как в предыдущем вопросе про мнительного ребенка: обнять, прижать к себе, дать ему физически почувствовать защиту. Помните детское выражение "Я в домике?"

В младшем подростковом возрасте, при страхах на эту тему, уже можно спокойно объяснять, что «сейчас тебе страшно, потому что ЭТО вообще никак тебе не грозит. А у совсем стареньких людей, которым ЭТО грозит, страх как раз в значительной мере притупляется». Последний аргумент годится и для взрослых людей. Кстати, это правда :).

Вообще же, понемногу (специально не акцентируя внимания) нужно приучать маленького человека к мысли о том, что смерть - это часть жизненного процесса, без которого и жизни бы тоже не было. И если смерть не преждевременная, то это не горе, а норма жизни.

5. Какие навыки развивать в ребенке чтобы он стал успешным и счастливым человеком?

Еще один философский вопрос :).

Я бы все-таки начал разговор с доброго и позитивного отношения к себе, миру и окружающим. Мне могут возразить, что наглым и недобрым живется легче, но это не так. Мы ж не о сиюминутных выгодах говорим, а о счастье.

Следующее соображение – научение привычке постоянно трудиться. Желательно, на той ниве, которая максимально интересна и притягательна. Но с пониманием, что не очень интересную и притягательную работу тоже нужно выполнять. Главное, чтобы она не стала основной в вашей жизни :) .

Еще одна неотъемлемая часть успешного человека – ответственность. Это тоже воспитывается, прививается при социализации.

Ну и разовьем уже сказанное: основные усилия в нашей жизни должны приносить и основную радость. Будь то наука, искусство, воспитание детей, вышивание крестиком или спортивные увлечения.

6. Надо ли маленького интроверта заставлять общаться? Ходить в сад и в школу или лучше не делать этого если для него этот опыт является травмирующим?

Заставлять точно не надо. Лучшее решение в любом возрасте то, которое принимаешь сам.

Вот сделать так, чтобы процесс привыкания к новому месту и новым людям был максимально безболезненным – это да, есть такая задача. А ломать через колено – это всегда беда в последующем.

Детали зависят от конкретного случая. Обычно помогает постепенное вовлечение в новый процесс. Не на день, а на час. Потом на два. Потом на полдня.

Можно отдельно и даже вне сада познакомиться с некоторыми детьми из группы, поиграть с ними на детской площадке, предварительно подружившись с их мамами. Тогда в группе изначально будут иметься знакомые и друзья.

Имеет смысл пообщаться с воспитательницей, объяснить ей особенности ребенка, если они есть.

Кстати, предположения об интровертности ребенка могут рассеяться, как дым, и у вас появится другая проблема: без слез забрать ребенка из группы.

7. Скажите пожалуйста с какого возраста лучше изучать иностранные языки детям?

Думаю, практически с любого, если это обучение строится как веселая и не напрягающая ребенка игра. Дети-билингвы изучают два языка с рождения, и, как правило, нисколько от этого не страдают. Ровно так же мгновенно изучают язык малыши, попавшие в любом возрасте в иную языковую среду.

Главное – не превращать игру в занудную и тяжелую работу. Словарный запас она, может, и пополнит, но вреда детской психике принесет гораздо больше.

На сегодня - все.

В оформлении заметки использована работа Игоря Сапункова "Летучий кот" из галереи "Арт-Гнездо".

Ниже я поставил ранее опубликованные материалы, в которых речь тоже идет о детях и родителях:

1.  "Как правильно воспитывать детей? Мнение многодетного психолога"

2. "Детей растили одинаково, а выросли они разными"

3. "Педагогическая запущенность или психическое нездоровье?"

4. "Тестируем агрессивность наших детей. Ну и свою заодно проверим"

5. "Дети-маугли нашего времени"

Вопросы по тел./вотсап +7 9032605593

И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психологических проблемах, психических заболеваниях и людях, ими страдающих.