Найти тему
Путешествия, туризм, наука

Как татарский город стал столицей велосипедного движения в РФ

Оглавление

Несколько лет назад градоначальник Альметьевска, расположенного между Тольятти, Набережными Челнами и Уфой, Айрат Хайруллин, принял решение пересадить городское чиновничество и местных обитателей на два колеса вместо четырёх, реализовав розовую и голубую мечту Максима Каца и Ильи Варламова.

За это время в стопятидесятитысячном городке были проложены 50 километров велосипедных дорожек, которые опутали сетью городской центр. К реализации проекта привлекли иностранцев, датскую компанию Copenhagenize Design Company — там собаку съели на создании инфраструктуры для велофанатов во всех уголках земного шара.

Почему Альметьевск?

Как вышло, что этот сравнительно молодой город стал центральным для экспериментального проекта, не имеющего аналогов на постсоветском пространстве?

Прежде всего это обусловлено именно молодостью города: он был основан в год смерти Сталина. Улицы с самого начала проектировали широкими, чтобы можно было без особого труда найти местечко для всех участников дорожного движения.

Перед тем, как запустить проект, городские власти провели консультативный опрос, по результатам которого 3/4 жителей города хотели бы пользоваться великами круглогодично – при наличии достойной инфраструктуры, разумеется.

Что уже сделано?

  1. Местные дорожки для великов покрыты специальным материалом, выдерживающим натиск корневой системы растений и не требующей обновления годами. Кататься можно как днём, так и после заката: всё хорошо освещено и снабжено специальными сигналами.
  2. Кроме того, датские дорожки снабжены большим количеством удобных ништяков: отдельными светофорами, специальными поручнями для того, чтобы можно было держать равновесие во время стоянки на перекрёстках в ожидании своего сигнала.
  3. Наконец, в черте города функционирует свыше шести сотен парковок на несколько тысяч мест.
  4. Есть даже специально адаптированные урны метровой высоты с наклоном, позволяющие воспользоваться ими не покидая седла.

На достигнутом мэр останавливаться не собирается – к пятидесяти уже существующим километрам он намерен добавить ещё 200, чтобы связать маршрутами все городские микрорайоны.

А что зимой?

Удивительное дело, но велосипед доступен тут даже глубокой осенью и снежной зимой; дорожки бережно и тщательно очищают от снежного и ледяного покрова. В город с завидной регулярностью наезжают финские и датские консультанты. Они привозят опыт из мест, где количество велосипедных «километров» превышает аналогичный показатель для автомобилей. И даже суровые ветра и морозы не мешают пользоваться великами всем от мала до велика!

Неужели всё так хорошо?

Конечно, есть и недовольные. Некоторые велолюбители критикуют городские власти за косяки на асфальте и многочисленные лужи, другие – что велосипеды мешают пешим прогулкам. Конечно, проблему наледи также полностью решить не удаётся, хотя власти и прикладывают немалые усилия в этом направлении.

Забавно, что, строя велосипедный рай, власти не обеспечили должным комфортом другие категории транспорта и пешеходов. Тротуарные панели находятся в прискорбном состоянии: на их ремонт у озабоченного велодвижением мэра денег не нашлось. Путникам пришлось волей-неволей перебраться на новенькие дорожки для велосипедов. Отсюда – редкие, но систематические конфликты за жизненное пространство.

Возможно, было бы разумнее вкладываться в реконструкцию дорожного полотна в целом, не выделяя какие-то отдельные направления, а фанатов двухколёсных коней пока радовать треками за городом и тропинками в городских парках.

Где взять велосипед в Альметьевске?

Если вам захотелось прямо сейчас отправиться в велосипедное царство, спешим обрадовать, что Альметьевск стал одним из первых малых городов с работающей системой проката велосипедов, Gobike! – она была открыта в 2017. Это своего рода каршеринг, только с байками. Чтобы забронировать вел, нужно скачать специальное приложение, внести депозит (его впоследствии вернут, переживать не стоит), отыскать свободный велосипед, арендовать при помощи QR-кода — и вперёд, крутить педали.

Полчаса стоят 10 рублей: цены совсем не столичные, что позволяет пользоваться хоть школьникам, хоть учащимся колледжей и вузов, хоть вышедшим на пенсию. Велики антивандальные, защищённые от хищений вмонтированными чипами, с замками на солнечных панельках.

Маршруты вокруг Альметьевска

Коль скоро вы добрались до столицы велодвижения на одной шестой части суши, не следует упускать возможности протестировать новейшие инфраструктурные решения. Смело ставьте приложение, вносите депозит, выбирайте вел – и вперёд, исследовать городок и его окрестности!

  • Простейший маршрут – из центра до рынка (майдана) и смотровой неподалёку. Примерная длина – 4 километра, проехать можно через живописный лесок.
  • Чуть сложнее – путешествие к горнолыжной базе «Ян». Предстоит объехать город через Калейкино мимо пионерлагеря «Юность». Там будут и нормальный асфальт, и тёщин язык, не говоря уже о гравии и обычной лесной дороге. Примерное расстояние – 12 километров в один конец.
  • Наиболее спортивные кадры могут решиться предпринять трек из Альметьевска в Заинск. Эти два населённых пункта связаны скоростным шоссе, но по нему ехать не стоит: намотают на колёса и не заметят, чай, не Чингисхан и Анна Каренина. Поэтому следует избрать для маршрута древнюю, как собор Парижской богоматери, и находящуюся в столь же удручающем состоянии дорогу по лесам через сельцо Бусеряк и Новоспасское. Ям много, асфальта мало, в общем – Кострома мон амур. Зато будет чем похвастаться!

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Что отличает успешного студента? 7 привычек, который может выработать каждый

По каким специальностям прибыльнее работать за границей, нежели в России?

5 черт американской школы XIX века, которые, слава Богу, ушли в прошлое

#путешествия #туризм #россия #развлечения #спорт #интересные факты #мотивация #саморазвитие #психология #культура