Друзья, сегодня я хочу почтить память выдающегося художника Гжели, создателя её современного бело-синего стиля – Наталии Ивановны Бессарабовой (1895–1981). Она покинула этот мир 40 лет назад – 19 декабря 1981 года. Но обрели мы этот день памяти совсем недавно. Энтузиаст, исследователь, коллекционер Валерий Болдырев, организовав выставку в музейно-выставочном центре города Электросталь Московской области о самом ярком периоде в творческой жизни Наталии Ивановны, связанным с возрождением гжельского промысла, провёл и «Круглый стол» на тему творческого наследия и биографии Бессарабовой, где и сообщил научной, художественной и музейной общественности о конкретной дате поминовения.
Круглый стол. Фоторепортаж: https://vk.com/album-149687065_280867296
Астраханцева Т. БЕССАРАБОВА // Русская художественная керамика. VIII–XXI века. Иллюстрированная энциклопедия / автор-составитель, научный редактор М.А. Некрасова. – М.: Academia, 2017. – 712 с.: ил. – С. 104.
БЕССАРАБОВА Наталия Ивановна (р. 19 (31).08.1895, Воронеж – 1981, Москва), художник, создатель современного гжельского фарфора, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина.
После гимназии занималась лепкой и рисунком в Воронежской школе общества любителей рисования. В 1919 посещала художественно-технические курсы, где продолжала изучать лепку и резьбу по дереву у С.В. Сырейщикова, ученика С.М. Волнухина и С.Т. Конёнкова. В 1924 окончила в Воронеже Вхутемас, с 1925 по 1929 работала театральным художником в Воронеже, Рязани, Большом театре в Москве.
В 1943 поступила в лабораторию керамики Московского Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП), где познакомилась с крупнейшим специалистом в области русской керамики А.Б. Салтыковым. С 1944 они совместно начинают осуществлять задуманную Салтыковым программу по возрождению забытого гжельского промысла. В том же году Н.И. Бессарабова с С.А. Разумовским выполнила первое изделие для гжельской артели – вазу, и организовала курсы и семинары для художников.
Первым учителем стал народный мастер и потомственный керамист Михаил Денисов. Он, хранитель древних традиций, помог Н.И. Бессарабовой, опытному художнику-живописцу, скульптору, декоратору, близко чувствующему народное искусство, быстро войти в местную традицию.
Изучив досконально в фондах Исторического музея богатейшие коллекции керамики Гжели – майолику XVIII века, полуфаянс XIX века, оригинальность и самобытность форм и кистевой росписи старых изделий, художница приступила к разработке нового фарфора, начав со знаменитой салтыковской «азбуки мазка» гжельской кистевой росписи, которой обучались на гжельском промысле ученицы Н.И. Бессарабовой, местные писарихи Т.С. Дунашова, Т.С. Ерёмина, Н.М. Манайкина, М.С. Толпегина, Л.И. Чупрунова. Цель обучения состояла в том, чтобы воспитать не исполнителей по готовым образцам, а живописцев, работающих самостоятельно и творчески.
За основу были взяты наиболее близкие фарфоровой подглазурной технике мотивы орнаментальной растительной росписи полуфаянса XIX века. На курсах мастерицы изучали виды росписей: «мазок с тенями» – роспись одной кистью, где насыщенность цвета менялась в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть; роспись силуэтного характера в технике сплошного мазка, в которой мазок в один тон образует плотную поверхность синего цвета; роспись тонкой графической линией, дополнительные элементы, составляющие богатство орнамента – закручивающиеся усики, завитки, пояски.
Н.И. Бессарабова, восстановив традиционный растительный орнамент, начала создавать самостоятельный орнамент. Ученицы Бессарабовой познавали сущность народной декоративной росписи, её образный характер, учились богатству живописной фантазии – не переносить на фарфор натуралистичные цветы, а создавать своеобразный символ цветения.
Именно такую розу, графически обобщённую, выразительную по силуэту, они видели в композиции своего учителя Н.И. Бессарабовой «Гжельская роза» (1945). Н.И. Бессарабова любила повторять своим ученицам: «Не закрывайте сплошным узором всю поверхность изделия. Фон любит оставаться белым, он активный и живой участник композиции. Цветок должен крепко сидеть, не срываться, не выпирать». В создании собственных произведений она исходила также из художественного опыта народной керамики.
Первая ваза Бессарабовой напоминала формой кумган, на плечиках которого разместились скульптурные фигурки.
Далее ею были созданы чайник-диск на четырёх ножках (1945–1950), кувшин и кружка «Гжельская роза», классические по форме (1945–1948), кувшин «Малый», горшочки, молочник, бокалы, чайница.
Округлые формы отличает мягкость, плавность переходов.
В 1940-е годы Н.И. Бессарабова занимается анималистической скульптурой, сначала в «красненьком товаре», т. е. в красной глине (например, «Петух», «Курица», 1946), а затем в фарфоре (например, «Цыплёнок», «Утёнок», «Лайка»).
С именем Н.И. Бессарабовой связаны первые шаги по восстановлению секретов гжельской майолики, она ставила опыты по росписи эмалью, создала сухарницу с лепными ручками, небольшую фигурку «Цирковой конь».
Н.И. Бессарабова продемонстрировала художественную программу, подчёркивавшую родство её керамики со старой Гжелью и в то же время несущую черты нового самобытного стиля.
Образ нового стиля удалось найти в простых традиционных формах, в силуэтной росписи с мазковой росписью синим кобальтом по белому фарфору, в вариациях гирлянд, в венках цветов и бутонов, всё это своими корнями связано с русским гончарством, с красотой и бытом русского крестьянского дома. Последующие поколения гжельских художников разрабатывали эту манеру.
На промысле Н.И. Бессарабова проработала до 1956 года. В 1960–1970-х годах она работала на Комбинате Художественного фонда Союза художников (КХФСХ), была участницей многих художественных выставок.
Работы Н.И. Бессарабовой хранятся в лучших музеях России: в Государственном Русском музее, Государственном музее керамики в Кусково, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Литература: Попова О.С., Н.И. Бессарабова. М., 1960; Салтыков А.Б. Избранные труды / Пред. М.А. Некрасовой. М.: Советский художник, 1962. С. 7–20; Декоративное искусство СССР 1963. № 11; 1965. № 6; Художники об искусстве керамики. М.: Искусство, 1973; Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Керамика Гжели ХУП-ХХ веков. М.: Художник РСФСР, 1988; Астраханцева Т.Л. Гжельская майолика ХХ века. М.: Аврора, 2003.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив #силавпамяти