ПСАЛОМ-МУДРОСТЬ
Этот псалом почти идентичен псалму 52. В подзаголовке псалма 13 сказано, что он написан Давидом для руководителя хора; подзаголовок к псалму 52 (в оригинале) называет его маскил, после чего добавляется, что он должен исполняться на мотив Махалаф. Этот мотив нам не известен. Слово маскил встречается в заголовках к тринадцати другим псалмам (31; 41; 43; 44; 51; 52; 53; 54; 73; 77; 87; 88; 141). Исследователи считают, что этот термин означает “наставлять, призывать к вниманию или обучать”. Если это так, то тогда это слово определяет эти псалмы как размышления, специально предназначенные для того, чтобы научить. Назовем этот псалом, как и подобные ему, псалом-мудрость.
Этот псалом изображает тех, кто не думает о Боге. Развитие их мышления показано в связи с Богом, их соотечественником и ими самими. Их образ жизни описан настолько живо, что Павел использовал куски из псалма, чтобы показать всеобщую греховность языческого мира в Рим. 3:10-12.
Невозможно определить обстоятельства написания псалма. Было ли это изображение безбожных людей времени Давида, нечестивых в Израиле или языческого мира перед потопом, при гибели Содома и Гоморры или в вавилонский период? Этого мы не знаем.
Основная мысль псалма - это ответ автора на вопрос, как проявляется практический атеизм.
I. В УМОНАСТРОЕНИЯХ (ст. 1)
«Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» (ст. 1).
Псалом начинается с утверждения о том, что атеизм - это дело сердца, а не головы. Безбожие - это не теоретическое обоснование, которое является результатом поиска и честного расследования, а стиль жизни, происходящий от моральной пассивности, эгоистичных стремлений и убеждения, что Бог не занимается делами людей.
Практические атеисты живут без каких-либо мыслей о Боге. Они живут так, как если бы Бога не существовало. У них нет желания искать Его воли, они вообще не думают о Боге. Такие люди стали сами для себя богами, решив, что их жизнь - это их личное дело, выработав свои собственные правила и рассказав самим себе, как нужно жить.
Автор называет этих дерзких людей “безумцами”, употребляя это слово в единственном числе как название целого класса людей. Буквально, это слово означает “агрессивная испорченность”. Сделав вывод, что Бог ничего не значит, они исключили Его из всех сфер своей жизни. Они являются противоположностью мудрых, потому что они преднамеренно закрывают свой разум к мыслям о Боге и всем божественным наставлениям.
II. В ДЕЛАХ (ст. 1-6)
«Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (ст. 1).
Образ мышления неверующих, рано или поздно и в той или иной мере, приведет к порочному образу жизни и бездуховности. Что люди собой представляют, то они и делают.
Исключив Бога из своей жизни и этим допустив фундаментальную ошибку, они пришли к тому, что изменилось и их отношение к жизни. Они “развратились”. Это слово в оригинале использовалось для обозначения прокисшего молока. Они испортились, “скисли”. Автор видит, что неверующее человечество, вместо того чтобы стать лучше, стало никчемным. Используя поэтическое преувеличение, он описывает полный моральный упадок человеческого рода. Он не видит никого, у кого была бы чистая душа и кто жил бы ради того, чтобы творить настоящее добро.
«Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (ст. 2; 3).
Псалмопевец говорит, что Бог, глядя вниз с небес на сынов человеческих и пытаясь рассмотреть хоть какие-то признаки духовности и желания быть с Ним, так ничего и не увидел. Ни один не поступал мудро; ни один не хотел ходить с Богом. Люди забыли Бога и Его волю.
Оставив веру в Бога, люди стали порочны в своей природе и своем привычном образе жизни. Они превратились в людей, которые не делали добро и не испытывали желания делать его.
«Неужели не вразумятся все делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?» (ст. 4).
В душе у них не было интереса ни к Богу, ни к Божьему народу. Их плохое обращение с людьми праведными выражено метафорой “съедающие народ мой”. Доведение людей до нищеты, разорение их Писание называет пожиранием людей (Прит. 30:14). Отношение этих нечестивцев к Богу не способствовало возвышению их отношения к другим людям. Они рассматривали всех других, в том числе и людей праведных, как “вещи”, которыми можно пользоваться в случае необходимости. Другая часть метафоры предполагает, что они творили зло c такой же легкостью, как ели хлеб. Грех развратил их разум, и грешить им было не трудно.
Одно из последствий отсутствия Бога в сердце - это злоупотребление другими. Эти люди должны были уметь отличать правильное от неправильного, но они пожирали других, не задумываясь о своей жестокости.
Люди не призывали Бога и не просили Его помочь им отличить добро от зла. Они должны были знать, что истинно, потому что истина была передана им и потому что у них от рождения должна была быть совесть.
«Вы посмеялись над мыслию нищего, что Господь упование его» (ст. 6).
В глазах Бога они осмеяли то, чем руководствуются несчастные. То есть они отвергли их совет и посмеялись над ним. Они отмахнулись от него с пренебрежением, как от пустяка. Их поведение, однако, не сказалось на духовной жизни праведных, так как они находили утешение в Боге.
«Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных» (ст. 5).
Жизнь без Бога приводит к появлению страха и опасений. Эти люди знали в глубине сердца, что Бог стоит на стороне только праведных. Ужас охватывал их, так как они осознавали, что никто не сможет победить Бога Всемогущего. Дж. Б. Коффман писал: “В каждом безбожнике сидит преследующий его страх, тайный ужас, что, в конце концов, Бог на самом деле может ниспровергнуть его в ад”.
Неправедные знают, что, в конце концов, они увидят, как дорого обходится непризнание Бога. К. С. Льюис писал:
«В конце это Лицо, которое есть радость и ужас вселенной, должно повернуться к каждому из нас... либо даруя невыразимую славу, либо налагая такой позор, от которого никогда не избавиться и который ничем не прикрыть».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Люди, живущие по закону “Бог ничего не значит”, способствуют развитию в обществе ситуации, расхолаживающей любого, стремящегося к праведности.
«“Кто даст с Сиона спасение Израилю!” Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль» (ст. 7).
Такое описание зла, как мы видели, может только побуждать праведных желать, чтобы Бог вмешался и уничтожил зло. Псалом заканчивается молитвой о том, чтобы с Сиона пришло спасение. В ней автор говорит: “Когда Господь избавит Израиль от греховности мира, и выведет, таким образом, Свой народ из плена, который навлекли на них люди неправедные, радость и веселье снизойдут на Иакова и Израиля”. Оба слова: “Иаков” и “Израиль” - это синонимы Божьего народа.
Этот псалом однозначно показывает, что наше отношение к Богу влияет на нашу душу и наши действия, нашу волю и наши дела. Поэтому главная движущая сила нашей жизни - это то, что мы думаем о Боге.
Ключ к правильному образу жизни - это Бог и Его воля в нашем сердце.