Найти в Дзене

Абхидхамма-питака. ч.3 - Благородный восьмеричный путь. Понимание Времени и Пространства.

Чтобы мой предыдущий рассказ о Типитаке не повиз в воздухе, сделаю маленькое дополнение к разделу о первичных субстанциях и их взаимодействиях. Взаимодействие первиной категории "Сознание" с первичной категорией "Материя" посредством первичной категории "Чувства" для обретения Дхаммы-Истины имеет конечным результатом вполне определённые практические выводы. Иначе может показаться, что все постулаты Абхидхаммы не более, чем простое умничанье,ничем не лучше прочих отвлечённых трудов по психологии современных (и не оч современных) учёных и мыслитилей - Благородный Восьмеричный Путь берёт свою основу именно отсюда...

Благоприятные и неблагоприятные обстоятельства, загрязнённые чувства и чувства читые - прямой вывод из той классификации, про которую так много написано в предыдущем разделе. Теперь и они сгруппированы -

- правильное взгляд (читай зание),

- правильное намерение,

- правильная речь,

- правильное действие,

- правильный способ получения средств к существованию,

- правильная осознанность,

- правильная концентрация

На самом деле это не Правила правильной жизни для любого мирянина для достижения Ниббаны (как ошибочно думают многие), но ступени, по которым поднимается Ученик и уже постигший, так называемого, Входа в поток. Этот вход характеризуется освобождением от трёх оков, который мешают Вхождению в Поток (пониманию и следованию Учения Будды) – верование в существование личности, сомнение в трёх драгоценностях, цепляние к церемониям. Следующим шагом должно стать «отрезание» жадности, злости и заблуждения, которые приводят к бесконечным перерождениям и даже могут привести к перерождению на более низком уровне, чем человеческий. Кстати оно и открывает путь к Освобождению от перерождений, которых два – Одно возвращение и Невозвращение.

Вот таким образом оказывается практически полезным тот подробный разбор состояний ума-Читта, категорий материального и нематериального, взаимодействий их – чистых и загрязняющих, Кусала – анКусала.

Таким же образом, внимательным прочтением, из Типитаки можно выудить и понимание о Материи и о Времени. И Время, и Пространство бесконечны. И…. существовали всегда.

Сама концепция материи в буддизме рассматривается через призму Сознания и ощущений-Чувств, которых, как и в европейском понимании, шесть - зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые и, наконец, шестое чувство "випасана", саматхи, джанна. Медитация, которая призвана успокоить и заглушить, хотя бы на время Чувства, позволяет этому "подсознанию" осознать мир в его чистом виде. Подробного описания всего этого в буддизме не существует, оно косвенно следует из многих постулатов. Наверное, в какой-то мере, это является отражением индуистской философии мироустройства, перекликается с Даосизмом, который более подробно останавливается на этих вещах. Но и индийская, и китайская философия не говорят о каком-либо Божестве, которое создало мир. Трансформировало, приспосоило для каких-то целей - Да, но не само создало. Вселенная бесконечна и существовала всегда. Время бесконечно, оно было и будет. И развивтие материи, и движение времени имеет вид спирали, оно циклично, но циклы эти такие продолжительные, что не укладываются вобычном, непросветлённом сознании - это десятки тысяч лет. Буддизм - учение о Жизни и Перерождениях. Сами попытки обьяснить создание мира, или проникнуть к его основам, считаются тщетными. Нет Начала и не будет Конца.

Интересно, что моя статья о привиться-не привиться набрала уже более восьми тысяч просмотров и набирает отклики и комментарии, а статьи об основах буддизма. моём понимании, моём исследовании основ (так можно это назвать) читают не более семи-пятнадцати читателей. А ведь моё мнение о пандемии, вирусе и прививках основываются ведь именно на буддистском понимании реальностей...