Найти в Дзене
Совет Профессора

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Отвечая на комментарии, мне часто Вы жалуетесь на выгорание эмоций. Ну что же, давайте разбираться. Для того, чтобы понять этот психический феномен, необходимо рассмотреть содержание двух процессов – потребность и эмоции.

Дадим определение потребности в колмогоровском формате, отсекая бритвой Уильяма Оккамы ненужные слова. Потребность – нужда в чем-либо для жизнедеятельности и развития.

Существует понятие «базовые потребности». Их всего четыре – еда, движение, покой, размножение. Почему их называют базовыми? Потому что эти четыре потребности имеют место у всех живых существ независимо от степени сложности их строения: клетка, многоклеточные и заканчиваются человеком. Все для основ своей жизнедеятельности нуждаются в этих четырех потребностях.

Каждой базовой потребности соответствует «Большая четверка эмоций» – агрессия, страх, удовольствие, секс.

Обратимся к термину «эмоции» в колмогоровском формате.

Эмоции – самостоятельная система контроля коллективной адаптации высших животных и человека. Язык эмоций – ощущения и чувства. Эмоции регулируют процессы жизнедеятельности и процессы развития через анализ потребностей тела, души и духа Человека в условиях социума – в среде себе подобных. Именно поэтому эмоции – это ценность, стоящая на страже коллективного выживания и развития.

-2

Эмоция – механизм управления потоками энергии всего организма. Наличие тормозов для эмоций сигнализируется негативными ощущениями.

Базовые потребности и большая четверка эмоций, охраняющая их, - это потребности тела и потребности быть в стаде, т.е. взаимодействовать с другими особями. Потребность взаимодействия с другими – это биологическое основание потребностей «души». Но человек имеет три главных отличительных признака, позволивших ему выйти из звериного царства:

· человек осознает, что он смертен;

· человек может создавать и часто менять сложнейшие социальные связи;

· человек не переносит тайны – «бремя непонимания» по Симонову П.В., 1989г., которое реализуется в потребности непрерывного обновления информации. Именно информация дает развитие. Бремя непонимания простирается от череды вопросов – «а что внутри игрушки?» до «что внутри атома?», от «что делают соседи?» до «что происходит на Луне, в Космосе?».

Непонимание или отсутствие нужной качественной информации мучает человека так же, как и потребности тела – еда, движение, покой, размножение.

-3

Значит, к Большой четверке эмоций, стоящей на страже потребностей тела, можно добавить чисто человеческую потребность в знаниях, т.е. потребность в развитии. Именно знания помогают человеку не только приспосабливаться к изменениям, но и самому влиять на изменения среды в нужном направлении.

Что такое эмоциональное выгорание?

В формировании этого состояния участвуют два основных «игрока»:

· актуальная потребность тела, души и духа в притоке новой информации;

· эмоция как инструмент концентрации энергии в организме, в основном на уровне центральной нервной системы. Это также способ прогнозирования риска в реализации актуальной на данное время потребности в развитии.

Потребности организма достаточно хорошо осознаются человеком, диагностируются практикующими врачами и лечатся.

Потребности души, т.е. социальные потребности, сознаются относительно хорошо, т.е. хуже осознаются самим человеком даже с помощью психотерапевта. Но все-таки они как то распознаются.

Потребности духа – это потребность, эволюционно возникшая позже, не моделируемая в эксперименте, значит, научного крепкого обозначения не имеет. Главная трудность в том, что потребность духа не осознается Человеком. Потребности духа всегда связаны с развитием. Потребности духа – это потребность в информации, качественной, практически проверенной. Именно недостаток такой информации актуализирует потребность в развитии. Академик Симонов П.В. еще в 1989 году утверждал, что потребность в развитии, потребность в преодолении «бремени непонимания» мучает человека так же сильно, как и потребность тела. Научные исследования Додонова Б.И., Лесли Кэмерон-Бендлера и Майкла Леба (2004) подтверждают тезис Симонова П.В.

-4

Потребность в развитии очень притягательна. Кто хотя бы раз испытал состояние удовольствия, восторги при избавлении от «бремени непонимания», никогда не откажется от повторения этого состояния. Дело в том, что при реализации потребности в развитии в нейроструктурах головного мозга человека синтезируются опиоидные вещества – аналоги морфия.

Эмоциональное выгорание – психическое состояние, возникающее от невозможности удовлетворения чисто человеческой потребности – потребности развития. В основе потребности развития лежит преодоление «бремени непонимания». Для этого нужен приток качественной, проверенной практикой информации. Нужен наставник, опытный учитель.

Содержание синдрома эмоциональное выгорание:

· высокая концентрация энергии в структурах центральной нервной системы – главного центра управления всеми системами в организме;

· высокий уровень риска – вероятности событий с негативными последствиями – переход энергии головного мозга на разрушение собственных внутренних систем организма, потеря адаптации к окружающей среде.

Эмоциональное выгорание – высокая концентрация внутренней энергии без выхода в поведение. Это состояние дает сильные негативные переживания.

Другими словами, эмоциональное выгорание - это накопленная энергия в структурах головного мозга организма без выхода в поведение из-за неудовлетворения жизненно необходимой человеческой потребности в нужных знаниях.

-5

Подведем итоги:

1. Эмоции стоят на страже коллективных действий человечества для выживания. Отклонения или выпадение из коллективных действий дают отрицательные эмоции.

2. Эмоции – показатели к индивидуальному развитию человека.

3. Эмоциональное выгорание – концентрация энергии в структурах головного мозга, ощущаемое Человеком в негативных переживаниях.

4. Эмоциональное выгорание – это острая потребность в новой информации до развития.

Совет профессора:

Эмоции – это ценность человека. Не доводите себя до состояния эмоционального выгорания, вы теряете энергию. Эмоциональное выгорание – это человеческая потребность в новой информации. Это потребность в развитии.