В середине 17 века русские вышли к берегам Охотского моря. Основанный на побережье Охотск на два долгих века стал местом старта морских предприятий по исследованию дальневосточных берегов.
Но с середины 19 века с освоением устья Амура, а потом и присоединением Уссурийского края порты Охотского моря пришли в упадок.
Центр активности русских на Дальнем востоке переместился во Владивосток, а потом временно и ещё южнее - в Порт-Артур.
Что и не мудрено - Владивосток обладает более благоприятным климатом, а Японское море намного лучше Охотского с точки зрения ледовой обстановки.
Однако есть у Владивостока и минусы. Он слишком близок к потенциальным врагам. И это не самая удобная точка для коммуникаций, например, с Камчаткой. И, что немаловажно, проливы в Японское море достаточно легко перекрываются Японией.
Т.о. нужны другие порты и коммуникации.
В советское время были построены БАМ с выходом в Советску гавань. Магадан с дорогой на Якутск. Расширилось значение Николаевска-на Амуре. Но сложно назвать все эти порты удобными и доступными.
Так, дорога, связывающая Магадан с Якутском (трасса Колыма), не работает в межсезонье (нет моста через Алдан). К Николаевску-на Амуре нет жд дороги.
С моей точки зрения вместо постройки БАМа нужна была дорога от Братска через Якутск на Охотск или Аян. Это как раз соответствовало путям русских первопроходцев.
Через Охотское море и Курильские острова лежит свободный путь в Тихий океан. И отсюда намного удобней снабжать Камчатку и базу Тихоокеанского флота в Петропавловске-Камчатском. И оборонять Курилы, кстати. Но чего не сделано, того не сделано.
Однако в последнее время появилась идея построить жд дорогу от угольного месторождения Эльга в сторону Охотского моря (посёлок Чумикан).
Можно только приветствовать такую идею. И рассчитывать, что кроме угольного терминала в новом порту будут и мультимодальные мощности, а также база обеспечения ВМФ.
Но есть ещё две идеи, которые когда-то могут реализоваться.
Первая - это мост на Сахалин. Правда это уже совсем не близкая история.
Вторая - это достройка и реконструкция трасс Вилюй и Колыма. Здесь некоторое движение наблюдается. Так, идёт проектирование моста через Алдан на трассе Колыма. Также начались подготовительные работы по строительству Ленского моста у Якутска.
С случае достройки этих объектов и преобразования 800км зимника на трассе Вилюй в полноценную дорогу получится сквозная магистраль от Иркутска до Магадана с заделом на Чукотку.
Другое дело, что трасса "Колыма" - это слишком длинный путь к Охотскому морю. Гораздо короче мог бы стать выход к Охотску или Аяну.
Но почему-то мы не ищём коротких путей...
Резюме:
1. Порты на Охотском море нужны для лучшей связи с Камчаткой и Курильскими островами, особенно военными грузами особенно при обострении ситуации в соседями.
2. Из того, что может реализоваться в обозримом будущем, является железная дорога от Эльги на Чумикан, а также мост через Алдан на трассе Колыма (Якутск -Магадан), что сделает эту трассу всесезонной. Однако дорога на Магадан не самая короткая с точки зрения логистики.
3. Наиболее логистически интересной можно считать дорогу на Сахалин с с мостом на через пролив Невельского и портом в Северной части Сахалина. Но пока новости о начале реализации такого проекта отсутствуют.
4. Хотя БАМ строился в том числе как стратегический дублёр Транссиба (Транссиб так близко проложен к границе, что легко может быть перерезан), тем не менее и сам БАМ в некоторых местах не сильно отдалён от Транссиба. Поэтому рассматривать БАМ как полноценный стратегический дублёр не приходится. Таким дублёром могла бы стать трасса Вилюй с мостом через Лену и новая дорога от Якутска до Охотска или Аяна.
Читайте также:
Продажа Аляски и её последствия
Наиболее значимое территориальное приобретение России, сделанное почти случайно
Роль флота в структуре вооруженных сил: исторические примеры и гипотетические конфликты
Геостратегическая безопасность. Как России противостоять угрозе с моря
А если санкции против России будут усилены?