У Антона Чехова есть рассказ о том, как миллионер и молодой юрист поспорили, что лучше смертная казнь или пожизненное заключение. И в результате договорились, что молодой человек проведет 15 лет взаперти. Все это время в отведенном ему флигеле он читал книги, музицировал, рисовал картины, в-общем, уверенно шел к выигрышу в пари. Но за несколько дней до оговоренного срока миллионер осознает, что не может отдать причитающиеся 2 миллиона рублей, потому что разорен. Он задумал страшное и ночью пробирается во флигель, но находит записку с отказом от выигрыша, мол, книги дали добровольному арестанту то, что дороже денег. Правда спустя время он вернется, раскается и скажет, что книги это лишь тень жизни.
В самом деле, то, что произошло в 1957 году в американском городе Талса куда круче чеховского пари, и наглядно демонстрирует, что жизнь куда круче книг.
Итак, городские власти с размахом отмечают 50-летие своего штата Оклахома. В США в это время шла масштабная рекламная кампания автомобиля Плимут Бельведер, она называлась "Вдруг, 1960..." , Рефреном звучало, что будет модным как минимум 50 лет.
Мэрия Талсы объявила, что подарят этот автомобиль тому, кто угадает точное число жителей, которое будет в городе через полвека. Местная рекламная акция называлась "Вдруг, 2007..."
А как приз-то вручать? Надо ведь проверить, сколько точно будет жителей.
"Значит в 2007 году и вручим, надо отдать автомобиль куда-то на хранение", — так, видимо, рассуждали чиновники Талсы.
"А давайте его закопаем!" — история умалчивает кому пришла идея похоронить автомобиль, но она несмотря на некоторую абсурдность почему-то была радостно подхвачена. И 15 июня 1957 года жителей пригласили к зданию местного суда. Там уже была вырыта яма, уложено бетонное основание в форме саркофага.
Горожанам предложили заполнить листочки со своими предположениями. На площадке стоял великолепный Плимут Бельведер песочного цвета, бампер и крылья — "акульи плавники" отливали зеркальным хромом. Мечта миллионов. Но вместо того, чтобы кататься по магистралям, он должен стать настоящей капсулой времени.
Помимо коробки с листочками, в автомобиль положили кучу других вещей — символов 50-х: ящик пива, баллон с топливом, моторное масло. Бардачок заполнили всякой мелочью вроде жевательной резинки, губной помады, сигарет. А еще пафосные письма от мэрии и государственный флаг.
Под оживленный гул и аплодисменты автомобиль опустили в саркофаг. Потом достали ... и так несколько раз... Это фотографы требовали, чтобы сделать яркие снимки с разных ракурсов. Наконец, спортивное купе, обернутое бумагой и защитной пленкой скрылось в бетонном саркофаге, сверху уложили балки и залили бетоном. Потом закопали землей и установили мемориальную табличку.
Американцы были уверены, что автомобиль простоит в целости и сохранности не только полвека, но сможет выдержать и ядерную войну. По всей стране строили подземные бомбоубежища из бетона. Насчет долговечности и герметичности бетона, видимо, сомнений не было.
И зря.
В 2007 году вскрытие саркофага привлекло немало народа. Случай в—общем-то неординарный. К тому же всем было интересно посмотреть, в каком состоянии красавец-купе. И вправду, многие не отказались бы иметь в своем автопарке раритетный Плимут Бельведер 1957 года. Тем более с такой историей. Среди зрителей были и те, кто смотрел, как его закапывали.
И вот под вспышки фото и устремленные объективы кинокамер, вскрывают саркофаг. Буквально из воды и грязи вытаскивают нечто, очертаниями напоминающее автомобиль.
Плимут находится в таком плохом состоянии, что рабочие опасались как бы этот бедолага не развалился на части.
Автомобиль проржавел настолько, что рессоры просто рассыпались. Ему было суждено быть похороненным заживо.
Но неунывающие чиновники Талсы достали коробку с листочками и даже определили победителя. Раймонд Хамбертсон написал цифру наиболее близкую к истине - 382 тысячи жителей оказалось в 2007 году в Талсе. Правда, победитель умер еще в 1979 году, а из наследников у него остались лишь давние родственники.
В настоящий момент после многолетних работ по восстановлению несчастного Плимута Бельведер, он выставлен на экспозиции Исторического музея автомобильного транспорта.
Кажется, Чехов бы заплакал от такого сюжета.