Могут ли животные по-настоящему любить нас? Трудно доказать наличие этого чувства даже по отношению к сородичам, что же тогда говорить про любовь к существу совершенно другого вида- к человеку?
Возможно мы пытаемся выдать желаемое за действительное, чтобы как-то оправдать содержание домашних животных в неволе.
Однажды из книги я прочитала, как привязать к себе цыпленка. Для этого надо было самому "высидеть" его и перед вылупливанием начать с ним разговаривать,что бы он признал тебя в качестве " родителя".
У нас дома был инкубатор, что очень облегчило мне жизнь. На протяжении 21 дня я следила за яйцом, и за несколько дней до появления цыпленка начала с ним беседовать.
И на 21-й день из яйца вылупился маленький, мокренький комочек, которому я дала имя - Руди.
Это было невероятно милое существо! Он не сводил с меня своих черных глаз-бусинок и не отходил ни на шаг. Стоило мне только пропасть из его поля зрения, как он начинал жалобно пищать. Он был рядом со мной и в туалете, и у телевизора, и возле кровати.
Но вскоре такая привязанность стала меня утомлять, и мне на помощь пришла моя подруга. Которая время от времени брала на себя заботу о цыпленке, чтобы дать мне возможность хоть что-то сделать без Руди, однако и её это тоже в конце концов надоело. Тем временем Руди уже подрос, и мы подарили его моему соседу, который любил заводить не обычных домашних питомцев.
То, что Руди по-настоящему привязался к людям, можно считать доказанным. Об аналогичных случаях может рассказать любой, у кого есть животные. Они нередко принимают человека за мать. Человек в этом случае выступает в роли приемной матери, и это не может не трогать. Но такая привязанность не столь уж добровольна, во всяком случае со стороны животного, хотя оно и обязано человеку жизнью.
Ведь если речь идет о добровольном решении животного связать свою жизнь с человеком или жить самостоятельно, оно должно быть, по крайней мере, уже взрослым. Неслучайно мы в большинстве случаев берем кошек и собак еще детенышами, чтобы не оставлять им возможности выбора.
Я постараются объяснить чтобы вы меня правильно поняли: после нескольких дней привыкания и, возможно, тоски по матери молодые животные быстро привязываются к хозяевам, и эта интенсивная привязанность сохраняется на всю жизнь.
Но остается вопрос: может ли такая же привязанность добровольно возникнуть у взрослого животного?
Что касается домашних животных, на этот вопрос можно однозначно ответить «да». Не счесть примеров, когда бродячие кошки и собаки буквально сами навязываются человеку. Но я бы хотела обратить внимание на диких животных, которые никогда не испытывали в себе потребность жить рядом с человеком.
Дружбу диких животных и человека можно чаще наблюдать в море. Я имею в виду дельфинов. Не исключая того, что дружба животного с человеком порой может основываться на чувстве одиночества, вызванном потерей партнера, я бы все же продолжила поиски на суше среди знакомых нам животных. Но это не так просто. Диких животных объединяет как раз то, что они дикие. Это значит, что в обычных условиях дикие животные не ищут общества человека.
Трудно доказать, существует ли подлинная любовь животного к человеку, проявляемая без всякого принуждения. Ведь даже цыпленок Руди, испытывая ко мне привязанность, не был полностью свободен в выборе. А наоборот? То, что человек может любить животных, доказывают все те, кто держит кошек, собак и других домашних животных. Но что можно сказать о качестве этой любви? Может быть, мы всего лишь проецируем на этих животных свои чувства к неродившимся детям или умершему родственнику? Или это объясняется нехваткой внимания со стороны окружающих? Это слишком щекотливая тема, в обсуждение которой мне не хотелось бы вдаваться.