Найти тему
Основной аэродром

📅 Первый электросамолёт в мире и легендарный вертолёт «Хьюи». «День в истории авиации» №95 (18—24 октября)

Оглавление

Флагман «Аэрофлота» 1930-х годов, провальный самый большой вертолёт в мире от Франка Пясецкого и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

18 октября

18 октября 1929 года — первый полёт пассажирского самолёта К-5. /СССР/

К середине 1920-х годов в СССР началась постепенная замена пассажирских самолётов иностранного производства (Junkers, Fokker, Dornier) на отечественные авиалайнеры. Одним из них стал К-5, работу над которым конструктор Константин Алексеевич Калинин начал в 1926 году на авиазаводе Укрвоздухпути в Харькове.

К-5 представлял собой высокоплан с неубираемым шасси (колёсным или лыжным). Оснащался различными моторами — как иностранного производства, так и советскими. С двигателем М-17Ф (730 л.с.) развивал крейсерскую скорость до 178 км/ч. Дальность полёта — 960 км. На борту размещалось 2 члена экипажа + 8 пассажиров или 690 кг груза.

Авиалайнер Калинина не уступал иностранным самолётам и понравился лётчикам за устойчивость и лёгкость в управлении. Выпустили 296 самолётов К-5 всех модификаций. До 1940 года К-5 был основным авиалайнером «Аэрофлота» на внутренних рейсах.

19 октября

19 октября 1926 года — первый полёт лёгкого самолёта Handley Page HP.32 Hamlet. /Англия/

В 1924 году британское авиационное министерство опубликовало спецификацию 23/24, которая описывала требования к небольшому пассажирскому самолёту на 6-7 мест. Компания Handley Page предложила свой проект HP.32 Hamlet. Прототип был построен за 2 года.

HP.32 Hamlet был высокопланом с хорошо механизированным крылом (передняя щель, закрылки) и неубираемым шасси. В первом варианте оснащался 3 × двигателями Bristol Lucifer IV (120 л.с.), в финальном — 2 × Armstrong Siddeley Lynx (220 л.с.) Крейсерская скорость — 162 км/ч. В кабине помещалось 6 пассажиров + 2 пилота.

Испытания показали, что мощности двигателей недостаточно для такого числа пассажиров. Попытки заменить моторы более мощными в различных комбинациях (3, 2 и даже 1 двигатель) успеха не принесли. В 1929 году единственный построенный HP.32 Hamlet был утилизирован.

(да, да, я знаю — бортовой номер намекает 😉)

20 октября

20 октября 1956 года — первый полёт многоцелевого вертолёта Bell UH-1 Iroquois. /США/

Армия США в 1952 году объявила конкурс на многоцелевой вертолёт для перевозки солдат, эвакуации раненных, огневой поддержки (вооружение — пулемёты и ракеты) и т.д. В 1955 году проект HU-1 от компании Bell Helicopter выбрали победителем конкурса. Обозначение вертолёта HU-1 (отсюда и неофициальное имя «Хьюи», Huey) через 7 лет изменили на UH-1 Iroquois.

Это был одновинтовой вертолёт с хвостовым рулевым винтом и лыжным шасси. В версии UH-1H оснащался турбовальным двигателем Lycoming T53-L-13 (1100 л.с.) Крейсерская скорость — 240 км/ч, дальность полёта — 511 км. Экипаж — 1-2 человека, также брал на борт до 14 солдат, 6 раненных на носилках или 1760 кг груза. Мог вооружаться 7,62-мм пулемётами и 70-мм ракетами.

UH-1 Iroquois стал одним из самых массовых и известных вертолётов. Использовался и используется в более чем 60 странах мира. Всего было выпущено более 16000 вертолётов UH-1 Iroquois.

(при просмотре последней фотографии можете послушать Richard Wagner - Ride of the Valkyries и/или Creedence Clearwater Revival - Fortunate Son 😉)

21 октября

21 октября 1973 года — первый полёт электрического самолёта Militky-Brditschka MB-E1. /Австрия, Германия/

Инженер Фред Милитки (Fred Militky) из Германии в 1960-х годах строил электрические летающие модели. Но его главной мечтой был настоящий самолёт с электромотором. В 1973 году Милитки вместе с инженером Генрихом Брдичкой (Heinrich Brditschka) начал работу над проектом MB-E1 (Militky-Brditschka Elektroflieger No. 1)

Компания Брдички, HB-Aircraft AG, выпускала моторизированный планер Brditschka HB-3. Этот двуместный высокоплан с неубираемым шасси и толкающим винтом стал основой для электросамолёта. Спонсоры — Bosch и Varta — предоставили двигатель Bosch KM77 (10 кВт) и аккумуляторы соответственно.

MB-E1 стал первым в мире успешно летавшим самолётом с электромотором. Аккумуляторов хватало на 15 минут полёта. После нескольких полётов самолёт отправился в музей. В 2017 году группа студентов и преподавателей Университета прикладных наук Йоаннеум (Грац, Австрия) реконструировала MB-E1.

22 октября

22 октября 1935 года — первый полёт транспортного гидросамолёта Short S.22 Scion Senior. /Англия/

Получив первые заказы на лёгкий транспортный самолёт S.16 Scion, компания Short Brothers приступила к работе над его увеличенной версией. Главной задачей было увеличение числа пассажирских мест с сохранением дальности полёта. Новый самолёт получил обозначение S.22 Scion Senior.

Он представлял собой высокоплан с поплавковым шасси. Оснащался 4 × двигателями Pobjoy Niagara III (90 л.с.). Крейсерская скорость — 185 км/ч, дальность полёта — 640 км. Брал на борт 10 пассажиров (на 4 человека больше, чем у S.16 Scion).

Shorts Brothers не смогли получить заказы на Scion Senior от английских авиакомпаний. К тому моменту они уже купили у de Havilland самолёты Dragon и Dragon Rapide. Поэтому выпустили всего 6 самолётов S.22 Scion Senior (пара из них была с колёсным шасси). Они летали в Бирме, Сьерра-Леоне и Палестине. Последний Scion Senior был потерян в годы Второй мировой войны.

23 октября

23 октября 1953 года — первый полёт транспортного вертолёта Piasecki H-16 Transporter. /США/

Компания Piasecki Helicopter в 1948 году приступила к разработке самого большого на тот момент в мире вертолёта. Проектом PV-15 — будущим H-16 Transporter — руководил лично Франк Пясецкий (Frank Piasecki). Вертолёт задумывался сразу в двух версиях — военной, для перевозки солдат, и гражданской.

H-16 был традиционным для Piasecki Helicopter вертолётом продольной схемы с неубираемым шасси. На нём впервые в США установили два двигателя. В варианте с турбовинтовыми Allison T56-A-5 (2100 л.с.) крейсерская скорость была 201 км/ч, а дальность полёта — 348 км. Мог перевезти 47 солдат или 38 раненых на носилках + 5 человек медперсонала.

Испытания выявили у H-16 Transporter очень высокий уровень вибраций. Попытки снизить его не принесли успеха. Построили всего 2 прототипа H-16 Transporter, отличавшихся двигателями. Первый из них разбился в январе 1959 года, после чего проект закрыли.

24 октября

24 октября 1932 года — первый полёт транспортного самолёта Bloch MB.120. /Франция/

В 1932 году правительство Франции объявило программу развития авиации для своих колоний. В рамках неё должны были разработать транспортные, полицейские и санитарные самолёты. Société des avions Marcel Bloch в апреле 1932 года представила самолёт MB.70 для колониальной полиции. Позднее компания решила спроектировать его увеличенную версию для перевозки грузов и пассажиров. Новый самолёт получил обозначение MB.120.

Похожий на Fokker Trimotor, MB.70 был высокопланом с неубирающимся шасси и толстым крылом. Оснащался 3 × двигателями Lorraine 9Na Algol (300 л.с.). Крейсерская скорость — 200 км/ч, дальность полёта — 1000 км. На борту размещалось до 10 пассажиров + 2-3 члена экипажа.

MB.120 выбрали для серийного производства и использования в колониях. Выпустили 10 самолётов. 6 из них использовала а/к Air Afrique, ещё 4 отправились в ВВС Франции. Последние MB.120 были списаны в 1943 году.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории