Найти тему
Train and Brain

Эх, российские дороги... сможет ли новая технология с лигнином быть применена в России при укладке асфальта?

Оглавление

'В свете нарастающего всеобщего мейнстрима, именуемого "устойчивое развитие" (сюда же декарбонизация, углеродный налог, углеродные фермы, углеродный след и прочее), открытия инновационных материалов стали появляться как грибы после дождя. То тут, то там мы слышим - найдена новая технология, открыт новый материал, разработана новая производственная модель.

Лигнин.

Не сказать, что это новинка 2021 года. Он был открыт гораздо раньше. Нидерланды, известные как страна людей, активно радеющих за #оздоровление планеты, стали первыми проводить опыты с этим полимером.

Лигнин — это смесь ароматических природных полимеров родственного строения, входящих в состав клеточной структуры большинства наземных растений, включая деревья.

Лигнин более экологичен, чем битум, поскольку это вытяжка из растений.
Лигнин более экологичен, чем битум, поскольку это вытяжка из растений.

По-простому - это что-то вяжущее, которое отвечает за соединение, залипание клеток с друг другом. Именно поэтому его используют в производстве клеев и различных покрытий.

Во всем мире лигнин считается побочным продуктом при деревообрабатывающей промышленности. Если его не отделить - бумага пожелтеет со временем.

А что же хотят заменить лигнином?

Асфальт состоит из щебня и битума, который производится из сырой нефти. Битум добавляют в асфальтовую смесь чтобы усилить его герметичные свойства. Он считается относительно безопасным в затвердевшем состоянии. Но вот работа с ним - опасна. От разогретой смеси исходят пары, которые очень вредны для окружающих. Помните, летом от разогретых поверхностей, содержащих битум, может исходить пар? Вот это и есть то самое отравляющее вещество. Держитесь подальше.

Именно поэтому вопрос о замене битума на более экологичный материал, стоит достаточно остро. Надеемся, что и в России тоже. Не хотелось бы думать, что только европейцы думают о здоровье своей рабочей силы.

Что уже сделано?

Подрядная организация Roelofs (Нидерланды) начала работы по строительству 250-метрового участка трассы (шоссе № 987 между Сиддебуреном и Вагенборгеном) с использованием биоасфальта. В нем битум заменен на лигнин.

Процесс укладки асфальта. Нидерланды.
Процесс укладки асфальта. Нидерланды.

Управляющий директор Джерард Хойтинг так прокомментировал свой проект: «Как компания, мы стремимся внести свой вклад, чтобы достичь климатической нейтральности к 2030 году. Мы ищем инновационные технологии и их конкретные применения, вдохновляем друг друга на создание лучшего мира. Этот совместный проект является прекрасным примером наших стремлений».

Предварительные результаты исследований покрытия показывают, значительное сокращение углеродного следа по сравнению с битумом.

Проект, продвигающий использование лигнина в массовом производстве асфальта, называется CHAPLIN XL. Его участники работают над тем, чтобы смесь можно было производить на обычных асфальтовых заводах.

Вообще в Нидерландах лигнин стали добавлять в асфальт уже с 2015 года, но только частично.

Кто следующий?

Швеция. Шведский дорожный оператор Svevia проводит испытания нового асфальта на 15-километровом участке трассы между городами Сандбринк и Гнеста.

Первая часть эксперимента завершилась в сентябре 2020 года и показала многообещающие результаты – поверхность дорожного покрытия выглядит однородно.

Шведы и их уникальные дороги. На этой фотографии они кладут специальное покрытие для электромобилей с возможностью подзарядки для последних.
Шведы и их уникальные дороги. На этой фотографии они кладут специальное покрытие для электромобилей с возможностью подзарядки для последних.

Впереди зима, а, значит, и время критического наблюдения за биоасфальтом. Если покрытие выдержит испытание холодом, то впереди нас ждет асфальтовая революция! Или, по крайней мере, в это хочется верить.

Ваше мнение о российских дорогах и о новом методе? Будем рады услышать каждого!

Мы здесь TRAIN AND BRAIN