Продолжаю рассказывать об автомобильной промышленности Советского Союза. Статья иллюстрирована редкими фотографиями, некоторые из них публикуются впервые. Ссылка на 1 часть в конце статьи.
1960-1970
Бурный рост экономики начала 60-х затребовал от автопредприятий новых автомобилей различного назначения. Как следствие существенно увеличился типаж выпускаемых автомобилей, в том числе за счет небольших автосборочных предприятий.
В 1960 году Запорожский автозавод приступил к выпуску ЗАЗ-965. На УралАЗе годом позднее встал на конвейер Урал-375, а в 1964 году на ЗИЛе началось производство ЗИЛ-130. Последний стал одним из самых массовых советских автомобилей в истории (выпущено 3 млн 380 тысяч единиц). В том же 1964 году МЗМА освоил выпуск автомобиля Москвич-408. Вообще с выходом 408-го экспортные позиции СССР серьезно укрепились, в лучшие годы за рубеж уходило более половины от общего выпуска!
В 1969 году все автозаводы Советского Союза собрали 844 186 автомобилей. Из них на экспорт отправилось — 212 068 машин.
В 1976 году вступил в строй новый завод по выпуску грузовых автомобилей — КамАЗ. Крупнейшее в Европе предприятие было рассчитано на производство трехосных грузовиков различных модификаций, а также дизельных двигателей. В феврале 1976 года Камский автозавод дал свою первую продукцию — КамАЗ-5320.
Запуск гиганта
Несмотря на то, что выпуск автомобилей постоянно нарастал, в стране все еще оставался острый дефицит легковых автомобилей. Для решения этой проблемы в мае 1966 года был заключен контракт об организации производства Fiat 124 на территории СССР. Строительство шло ударными темпами, и уже в сентябре 1970 года с конвейера Волжского автозавода (ВАЗ) сошел первый автомобиль — ВАЗ-2101. Более того уже в декабре 1973 года новенький завод дал стране первый миллионный автомобиль!
Автомобили ВАЗ или Жигули как они обозначались в официальной продаже, отличались довольно современной конструкцией и высоким уровнем комфорта. Среди советских граждан в неофициальной «табели о рангах», Жигули ценились несколько больше нежели Москвичи — прежде всего за свою надежность.
Первый автомобиль собственной разработки специалисты Волжского автозавода создали в 1976 году. ВАЗ-2121 Нива представлял собой полноприводный легковой автомобиль, как тогда говорили «повышенной комфортности». В действительности машина вышла очень удачной и во многих моментах прорывной. ВАЗ-2121 — это первый легковой автомобиль с постоянным полным приводом и несущим кузовом. В сущности своим появлением Нива создала новый класс автомобилей, которые впоследствии станут называться кроссоверами.
Еще одним несомненным успехом вазовцев стал ВАЗ-2108. Впервые в СССР на конвейер встал переднеприводный автомобиль, да еще и с кузовом хетчбэк. «Восьмерка» — как прозвали машину в народе, на производство поступила в декабре 1984 года. Для советской автопромышленности автомобиль получился передовым — для его постройки за рубежом было закуплено 20 лицензий, а в доводке машины участвовали специалисты Porsche.
Закат индустрии 1980-1990
В 1980 году в СССР было выпущено 2 199 300 автотранспортных средств. Из них 1 млн 327 тысяч легковых автомобилей, 787 тысяч грузовиков и 85 тысяч автобусов. По совокупной производственной мощи, автопромышленность СССР находилась на пятом месте после Японии, США, ФРГ и Франции.
В свое последнее десятилетие советский автопром развивался эволюционным путем. Основной типаж автомобилей насчитал всего 14 базовых легковых моделей и 5 грузовых. Из значимых новинок тех лет — переднеприводные ВАЗ-1111, ЗАЗ-1102 и АЗЛК-2141. В грузовом сегменте КамАЗ представил двухосные КамАЗ-5315 и 5325, ГАЗ запустил производство ГАЗ-3307 и 3309, в тяжелых муках наконец-то родился ЗИЛ-4331.
Несмотря на несомненные успехи в количественных показателях, автопромышленность Советского Союза находилась в стагнации. Все больше увеличивалось научно-техническое отставание от ведущих зарубежных автофирм. Объяснялось это крайне скудным финансированием отрасли в целом и НИОКР в частности.
В 1991 году в стране собрали 1 783 100 автомобилей — 1 млн 62 тысячи легковых, 642 тысячи грузовых и 79 тысяч автобусов.
Если вам понравилась статья поддержите ее лайком, а также подписывайтесь на канал!
Читайте также: