Найти тему

Восьмой класс заканчивает тему «Опорно-двигательная система». Хит сезона – наложение шины на руку Степана

Для этого урока я готовлю, помимо презентации, специальный подносик, на котором лежит эластичный бинт, полиэтиленовый пакет, изображающий пакет со льдом, кусочек ваты и аптечная склянка с аммиаком. Рядом – несколько шин.

Шины изготовил кто-то из родителей учеников. Уж и не помню, когда, один папа спросил, чем он лично может помочь кабинету с учетом того, что он мебельщик. И вот он из куска фанеры нарезал десяток досочек, зашлифовал их хорошенько по краям, а супруга его обмотала дощечки бинтом.

Это предпоследний урок по теме «Опорно-двигательная система». Следующий будет посвящен контролю знаний по вопросам, которые я выдавала в самом начале изучения темы.

Начать этот урок я предлагаю с обсуждения домашней работы, которую школьники выполняли по желанию. Наблюдали за своей активностью в течение дня. Работа называется «Сколько я двигаюсь», описываю я ее здесь (в конце материала).

Бывает, что и никто не выполнит работу, тогда можно начать с обсуждения высказывания Аристотеля:

«Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Можно пойти другим путем. Например, 17 октября с МКС вернулись на Землю космонавт Олег Новицкий, режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд. В заголовках заметок об этом событии указано, что всем троим предстоит двухнедельная реабилитация. Так вот, можно обсудить, какого плана эта реабилитация и почему она необходима. На свежайшем, так сказать, жизненном материале.

Основной материал урока (а это, напомню, формирование ОДС) я делю на формирование скелета в целом и на формирование отдельных его частей.

О формировании скелета в целом восьмиклассники уже слышали, но в разрезе значения витамина Д и работы гипофиза. Теперь эту же информацию можно рассмотреть с другой стороны – подробнее о последствиях.

-2

Я обычно предлагаю тестовое задание (на фото выше), а также изображение гигантов и лилипутов. Фотоаппарат на слайде – это гиперссылка, вызывающая изображение гипофиза. Естественно, после того, как ученики назовут железу, чей гормон отвечает за рост.

-3

Не могу пройти мимо вопроса о корсетах. Многие смотрели «Унесенных ветром», где в самом начале Скарлетт утягивают в корсет. Но мода беспощадна – ради такой красоты уродовалась грудная клетка и внутренние органы. Фотоаппарат на слайде вызывает и убирает изображение корсета и процесса его утягивания.

-4

-5

Переходим к формированию позвоночника. Это жизненно – больше половины класса признаются в искривлении позвоночника, слышали слова «сколиоз», «кифоз». Вот заодно разберемся в этих терминах.

Обязательно беру свой рюкзак и тяжелую спортивную сумку. Становлюсь спиной к классу то с сумкой, то с рюкзаком. Делаем вывод о том, что мода на рюкзаки – прекрасна. Но в мои школьные годы носили именно спортивные сумки. Результат - почти у всего моего поколения сколиоз.

-6

Но если рюкзак сохраняет ровность позвоночника, тогда откуда берется этот самый сколиоз у школьников? Смотрим, кто из одноклассников как сидит за столом. Как смотрит на экран монитора, в смартфон.

-7

Опять же, куда без Кролика! (Кто это – об этом здесь). Ставим его к стене, чтобы коснулся ее всеми выступающими точками. Поднимаем подбородок. И – вперед! Вот она, осанка. Добавляю, что по улице стоит идти, глядя на уровне окон третьего этажа противоположной стороны улицы, тогда королевская осанка обеспечена.

Для обсуждения формирования стопы очень пригождается практическая работа, которую выполняли на соответствующем уроке. Можно также воспользоваться схемами на экране и нижней конечностью натурального скелета. Я ее снимаю со скелета и наступаю ею на поверхность кафедры. Очень хорошо видно, как пружинят кости плюсны.

-8

В принципе можно найти рентгеновские снимки стопы, которая лет двадцать ходила на высоких каблуках, а также снимки так называемой «лотосовой ножки» китаянок. Они у меня есть, но платформа, на которой мы сейчас находимся, снимает за их демонстрацию просмотры))

Травматические повреждения скелета мы обозначаем при помощи интерактивной схемы. Есть еще замечательный ресурс, указанный на слайде. На нем можно использовать готовые задания из библиотеки, а можно создавать свои. Делаются они на шаблоне и очень быстро. Я, помнится, разобралась минут за 10. Кто работает с МЭШ – в ней есть много заданий, выполненных подобным образом и интегрированных в библиотеку МЭШ учителями.

-9

Порядок оказания первой помощи сначала рассматриваем при помощи интерактивного слайда. Плашки в левом столбце подвижны, кроме того, на них наложено «заклятие размножения» (дети термин придумали). Это значит, что когда ставишь на плашку палец или стилус, автоматически создается копия плашки. Эту копию я веду в нужный столбец, а подлинник остается на месте. Иными словами, плашку со словами «доставить к врачу» можно переместить во все три столбца.

-10

Ну и на сладенькое – наложение шины. Обычно в роли Кролика здесь выступает Степан – наш пожилой скелет. На нем удобно объяснить, почему шина должна обездвижить выше- и нижележащие суставы. Заодно и названия суставов повторим.

Использую подносик, о котором упоминала в первом абзаце. Даже ватку с аммиаком возле носа Степана проносим, чтобы школьники видели, как это правильно делать.

Следующий урок – зачетный. Я не буду его описывать. Напомню только, что вопросы к зачету и порядок его проведения я давала в этом материале.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!

Авто
5,66 млн интересуются