Найти в Дзене
Больничный в школе: работайте, солнце еще высоко!
А даже если и село или, к примеру, вы взяли больничный, то это не препятствие же к работе! Коллеги поделились ссылкой на публикацию в «Московском комсомольце» от 2 декабря 2025 года. Сопроводили истерическим смехом. Конечно, есть о чем задуматься. И в плане — как так можно? И в плане — как вовремя у меня подошел «срок годности». Итак, проблема: заболевшего учителя некем заменить, поэтому все чаще стали отменять уроки и отпускать детей домой. Вот сколько работала, ни разу не сталкивалась с ситуацией, когда отпускают домой...
1182 читали · 1 день назад
Сериал "Сосны", он же "Wayward Pines". Неожиданно, но понравился
Вейворт Пайнс - это словосочетание раз двадцать звучит с экрана; пока смотришь сериал - поневоле запомнишь. Гугл перевел его как "своенравные сосны". Если рассматривать в переносном смысле, то есть не напрямую сосны своенравны, а люди среди сосен, то почему бы и нет. Хотя сериал не о своенравии, конечно. Главный герой первого сезона - Итан Бёрк Вейворт Пайнс - это маленький, придуманный писателем Блейком Краучем городок в штате Айдахо. Всяк попадающий в городок остается в нем навсегда. Этот момент напоминает сериал "Извне", который я еще не смотрела, но тем более будет интересно сравнить...
4 дня назад
Урок ботаники. Клеточное строение листа (опорный конспект и примеры слайдов презентации)
На предыдущем уроке мы с учениками подробно рассмотрели внешнее строение листа при помощи живых растений или гербария. И теперь, когда представление о листе - не просто что-то зеленое болтается и шуршит на ветру - более или менее углубилось, можно познакомиться и с внутренним строением. И попутно ответить на вопрос: как может один орган выполнять столько разных функций? А функций у листа много. Кстати, одаренные ученики могут подумать над этим вопросом. Можно его и по-другому сформулировать: Почему...
1 неделю назад
Урок ботаники. Внешнее строение листа (лабораторная работа и опорный конспект)
Как и со всеми органами цветкового растения, тему начинаю с лабораторной работы. Потому что ничто не заменит живого, непосредственного знакомства с объектом при помощи глаз и пальцев. Ученики, конечно, набалованы смартфонами - любое растение, любой лист в два клика. Но их не пощупать, не ощутить бархатистость или гладкость, легкую прохладу поверхности и рельеф жилкования. К выдаче объектов для лабораторной работы есть два подхода. Первый - заранее вырастить 15 (по количеству парт) растеньиц для раздачи...
1 неделю назад
Кто куда, а я - в тундру! Часть 16. Олени - главная тема в тундре
Сегодня мы в Нарьян-Маре - столице Ненецкого автономного округа. "Городок не велик и не мал", - как поется в песне Кола Бельды (отзовитесь, кто помнит его!) Городок волшебный: тихий, спокойный, красочный. Мы долго гуляли по его улицам и, конечно же, завернули в краеведческий музей. Экспозиция его огромна, но меня интересует, главным образом, все, что связано с жизнью коренных народов. А это, прежде всего, северный олень. У северного оленя есть несколько невероятных особенностей. Самки с осени до весны носят рога - больше ни у одного оленя такого не увидите...
2 недели назад
Кто куда, а я - в тундру! Часть 15. Город без адресов
Разумеется, адреса в Нарьян-Маре есть. Все, как положено: названия улиц, номера домов. Но есть у города чудесная "фишечка", о которой так и хочется рассказать. Правда, для справедливости нужно отметить, что не всем жителям Нарьян-Мара она по нраву. Мы прибыли в Нарьян-Мар 23 июля на пароме, на котором провели сутки. Паром в основном для автомобилей, поэтому практически все пассажиры съехали с парома на берег и покатили по своим делам. А мы вызвали такси. Так вот, когда мы назвали таксисту адрес, он переспросил: - Это к Трем медведям, что ли? К медведям так к медведям...
2 недели назад
Урок ботаники. Тема - внешнее строение побега. Лабораторная работа, опорный конспект и самые простые опыты
Традиционно тему начинаю с лабораторной работы. Сначала знакомимся с объектом ручками, а потом уже сдабриваем свежеполученные знания сухой теорией. Так достигаем "эффекта узнавания", который сам по себе является неплохим мотиватором для процесса познания. Побеги для лабораторной работы заготавливаю накануне, обязательно с очередным (липа, береза) и супротивным (жимолость, клен) расположением почек. Ученикам раздаю сами побеги, лупы, лабораторные ножи (есть такие в знаменитом красном чемоданчике) и инструктивные карточки (фото ниже)...
3 недели назад
Урок ботаники. Несколько опытов по теме "Корень"
Нет ничего лучше эксперимента, выполненного руками ученика, для его, ученика, развития в области естествознания. Если нет времени на уроке, то хотя бы на внеурочке или в часы кружковой работы эти опыты поставить можно и нужно. Это даже важнее объяснения учителя у доски с картинками и чтения учебника. Увидел, понял, встроил в картину мира. В этой статье не план урока, а просто несколько опытов, которые можно применить при при изучении темы "Корень". Все эксперименты по этой теме требуют времени....
3 недели назад
Кто куда, а я - в тундру. Часть 14. Паром до Нарьян-Мара
Удивительное дело! Нарьян-Мар - столица огромного региона, но к нему нет дорог. Железная дорога, возможно, есть в проекте, однако Усинск на сегодня - конечная станция, а от него до Нарьян-Мара еще 350 километров. Автомобильная дорога существует, но при ее упоминании местные жители нехорошо ухмыляются. Потом мы узнали, почему. Расскажу обязательно на обратном пути. Конечно, есть смельчаки, которые отваживаются ехать в Нарьян-Мар или из него по этой дороге, и даже на тяжелых фурах, но большинство предпочитает паром...
156 читали · 3 недели назад
Урок ботаники. Опорный конспект по теме "Корень и корневая система"
Конспекты, которые я описываю в этом учебном году, построены по принципу В. Ф. Шаталова. Они символьные, т. е. состоят не из слов, а из опорных сигналов. Постоянный мысленный перевод сигналов в слова и фразы гораздо лучше сказывается на когнитивном развитии ребенка, нежели работа с простым словесным конспектом. Но при желании любой опорный сигнал, непонятный именно вашим ученикам, можно превратить в словесный. На конспекте (скрин выше) три раздела. Слева в овале - функции корня. В центре - строение корневых систем...
4 недели назад
Урок ботаники. Корневая система. Лабораторная работа и классный эксперимент (закладываем для будущего урока)
Начало этого урока у меня поэтическое. Когда-то давно нашла в журнале "Биология в школе" разработку урока по теме корневых систем, которая начиналась с небольшого стихотворения. Эта разработка и это стихотворение до сих пор кочуют из публикации в публикацию, так что уже и не разберешь, кто первым придумал использовать именно эту строфу в начале урока. Но если вам такая разработка на глаза не попадалась, повторю. Автор стихотворения - Вениамин Константинович Жак. Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых...
1 месяц назад
Урок-открытие. Прорастание семян
Я считаю, что дети ходят в школу делать открытия. Познавать мир не только ушами, слушая учителя (да кто нас сейчас слушает!), но и собственным опытом. Для городского ребенка увидеть проросток фасоли, лезущий из земли, все равно что увидеть летающую тарелку. А если еще и семя в почву собственными руками положить и засечь, на какой день взойдет, то это обеспечивает мощную мотивацию. Заготовить тридцать больших стаканчиков из-под йогурта/сметаны и мешочек фасоли - не проблема. Если часов мало, то можно ограничиться только демонстрацией прорастания семян...
1 месяц назад