Что будет, если в мороз использовать аккумулятор с повышенной емкостью? Может ли это нанести вред машине?
Немного теории
Каждый автомобилист знает, что запустить двигатель при пониженной температуре сложнее, чем в теплую погоду. Замерзая, аккумулятор теряет способность быстро отдавать электроэнергию. При этом уровень заряда в батарее, если она более или менее новая, остается в пределах нормы. Проблема кроется в возрастании вязкости электролита. Этот факт препятствует проникновению серной кислоты в активную массу свинцовых пластин. Если водитель делает несколько безуспешных попыток запуска, запас энергии оказывается исчерпанным.
Чтобы увеличить пусковой ток (его величина больше рабочего примерно в 5–7 раз), некоторые автомобилисты устанавливают на свои транспортные средства аккумуляторы, емкость которых превышает рекомендуемую. При этом от своих коллег они часто слышат, что такая мера способна навредить машине. Одни говорят, что это может привести к порче стартера, другие – что в результате использования более емкой батареи быстро выйдет из строя генератор. Чтобы понять, насколько это верно, достаточно вспомнить школьный курс физики.
Вне зависимости от емкости, во всех современных автомобилях с бензиновыми двигателями используются аккумуляторные батареи на 12V. При подаче нагрузки происходит замыкание цепи свинцовых пластин и начинается химическая реакция. При трансформации свинца в сульфат свинца возникает направленный электрический ток.
Номинальная емкость батареи – это количество энергии, которое элемент питания способен отдать в течение примерно 20 часов до достижения конечного напряжения (10,5V). Как правило, в легковых автомобилях с небольшим литражом с завода уже установлены аккумуляторы на 40–60 А·ч. Рекомендуемое значение этого показателя можно найти в мануале к транспортному средству. Однако не все знают, что производители обычно указывают нижнюю границу нормы. То есть использовать батарею меньшей емкости нельзя. А вот какой элемент в итоге выбрать – зависит от условий эксплуатации автомобиля и объема его двигателя.
Пусковой ток (ток холодного запуска) – это величина силы тока, которая необходима для запуска холодного мотора в конкретных условиях. Летом двигателю требуется меньше энергии, а зимой – больше. В жару стартеру приходится преодолевать давление сжатия в цилиндрах, равное 12–13 атмосферам. Зимой же к нему добавляется противодействие загустевшего масла. Поэтому батарея должна быть в состоянии удовлетворить возросшую потребность автомобиля в энергии.
Для запуска бензинового двигателя объемом 1,5 л в теплых условиях достаточно 180–200 А, а в сильный мороз для этого необходимо около 280 А. Именно столько «попросит» у аккумулятора стартер. Но сколько он сможет дать?
Здесь-то и кроется разгадка. Стартер все равно потребует столько, сколько ему нужно. Просто менее емкая батарея может не обеспечить нужное количество попыток.
Так будут ли негативные последствия?
Количество тока, потребляемого стартером, определяется его внутренним сопротивлением, и емкость аккумулятора здесь совсем ни при чем. Поэтому опасения, что он может сгореть, необоснованы: ничего с ним не случится.
А как же генератор? Его ресурс составляет около 120 тысяч километров пробега. Он действительно считается довольно уязвимым узлом: ведь частота вращения ротора может достигать 14000 оборотов в минуту. Такого показателя нет ни у одной другой детали автомобиля.
Многие водители напрямую связывают мощность генератора и аккумулятора. Это не совсем правильно. Да, при запуске в сильный мороз более емкая батарея отдаст чуть больше энергии, следовательно, восстанавливать ее уровень двигателю придется немного дольше. Но ведь вы в итоге поедете! К тому же, это настолько ничтожная разница во времени, что ею можно пренебречь. Этот факт точно не дает повода говорить об ускоренном износе генератора. Поэтому от подобной меры он тоже не пострадает.
Некоторые утверждают, что слабый генератор просто не сможет снабдить емкую батарею током и будет перегреваться, а АКБ останется недозаряженной. При этом они забывают о том, что на потребление энергии мощность аккумулятора не влияет. Элемент питания просто несет в себе заряд. Это своеобразный буфер, который в случае отказа генератора некоторое время сможет обеспечивать нужды автомобиля. И берется из этого буфера всегда ровно столько, сколько нужно.
Итак, аккумулятор с повышенной емкостью будет по-настоящему полезен тем, кто живет в регионах с морозными зимами. В теплом же климате устанавливать такую батарею можно, разве что, на случай внезапного отказа генератора. При плюсовой температуре любой элемент питания и так обеспечит беспроблемный запуск двигателя.
Не забывайте ставить лайки и подписываться на наш канал =)