Я услышала в трубке знакомый голос. Да, это была Анна, моя бывшая клиентка, с которой мы расстались больше года назад, — расстались с приятным чувством сделанной на совесть, с желанием, тщательностью и старанием работы.
Я была рада ее слышать.
Анна обратилась ко мне, когда ее муж внезапно объявил о том, что больше не любит ее, и потребовал развода. Анна переживала тогда безграничное отчаяние, она постоянно плакала, чувствовала обжигающую и непереносимую боль, не дающую ни на минуту забыть о себе.
Когда в жизни человека происходит трагедия: неожиданная потеря близкого или какие-то внезапные тяжелые изменения, — то зачастую он просто не знает, как на это реагировать, и впадает в паническое состояние. Он ощущает свою беспомощность.
Но люди переживают подобные события по-разному. Одни цепляются за свою беспомощность и целиком отдаются страданию. Это дает им какое-то ощущение стабильности. А другие, даже в полном смятении и, вроде бы, при очевидном бессилии, ищут способы выхода из кризиса. Анна, бесспорно, относилась ко вторым.
Она жадно искала помощи, и ее ни на секунду не смутило то, что ей предложили заняться нелегкой работой — менять саму себя. Позиция этой молодой женщины вызывала и вызывает мое уважение. Ей было очень больно и страшно, но она никого не обвиняла в происходящем и готова была признать, что не была совершенной. Упав эмоционально, она, тем не менее, нашла в себе силы на поиск решения; она твердо намеревалась спасти семью.
И, надо сказать, это ей удалось.
Я помнила ее историю отчетливо. Впрочем, как и истории всех моих клиентов. Каждая терапевтическая работа становится частью моей жизни, которую я проживаю вместе с клиентом. Это всегда совместно пройденный путь. И особенно приятно, когда по окончании терапии клиент продолжает свой путь автономно, но вооружившись новыми знаниями и умениями. Таких людей как Анна я могла бы назвать своими единомышленниками.
— Как ваши дела? — спросила я.
— Со мной все в порядке. Бывают сложности, но я справляюсь. Я звоню по поводу... — Анна колебалась. Похоже, она не решалась о чем-то сказать. — Вы, наверное, удивитесь... Но мой муж хочет прийти к вам.
Я никогда не видела этого человека, но в моей памяти всплыл его эмоциональный образ. Даже заочно Вадим вызывал не очень приятные чувства. Это был пример мужчины, практически полностью отрицавшего свою ответственность в отношениях с женой. Он не хотел заниматься поиском решения, которое подходило бы обоим, и мысль о собственном несовершенстве казалась ему абсурдной.
За время работы с Анной у меня сложилось устойчивое впечатление, что муж моей клиентки не был готов к диалогу и воспринимал любое отстаивание женой собственной позиции и собственных границ как покушение на свою свободу. В уважительных и обоснованных просьбах Анны Вадим почему-то усматривал попытку манипуляции.
Я не могла знать, каков Вадим в отношениях с другими людьми, но в отношениях с женой он пребывал в позиции человека, ожидающего изменений мира вплоть до полного соответствия собственным потребностям.
Я тяжело вздохнула. Анна мгновенно уловила эту ноту.
— Да... Вы, конечно, помните, что Вадим — очень сложный человек. Не особенно приятный... Но он никому больше не доверяет... — Анна была смущена. Голос ее звучал проникновенно и взволнованно. — Мне кажется, что если у Вадима и есть шанс получить помощь, то именно от вас... — Она помолчала и через паузу привела, видимо, последний аргумент:
— Ему сейчас совсем плохо, и он сам об этом попросил.
Справившись со своими чувствами, я подумала: ведь я не знаю лично Вадима. Наверное, нельзя лишать человека шанса на помощь только потому, что заочно не хочешь его видеть. Если человек по-настоящему хочет работать, то почему бы и нет?
Продолжение читайте в моей книге «Бизнес и/или свобода».
Реклама, которую вы видите в Яндекс.Дзене, не имеет никакого отношения к каналу Ольги Лукиной. Реклама автоматически формируется сервисом в соответствии с вашими запросами и интересами. При заказе услуг психолога и психотерапевта мы настоятельно рекомендуем тщательно перепроверять информацию об опыте консультанта и читать отзывы о его работе. Никогда не забывайте, что за наше здоровье отвечаем только мы сами.