Су-34 вобрал в себя всё лучшее из отечественной фронтовой авиации и способен эффективно работать как по наземным, так и по воздушным целям.
Авиаконструкторы всегда хотели создать универсальный самолёт, который подходил бы для решения множества различных задач. Но вынуждены всегда находить компромиссы между прочностью (массой) конструкции и маневренностью, боевой нагрузкой и дальностью полёта и так далее.
Ещё во времена, когда создавался советский истребитель Су-7, самолёты уже делились на 3 категории:
- истребители, способные эффективно бороться с воздушными целями;
- фронтовые бомбардировщики, созданные для уничтожения наземных целей;
- истребители-бомбардировщики, предназначенные для уничтожения наземных целей, но способные вести манёвренный бой в воздухе.
На смену Су-7, в категории истребителей-бомбардировщиков, пришел Су-17. А затем, в 1975 году на вооружение был принят Су-24. К началу 80-х годов парк истребителей-бомбардировщиков СССР начал серьезно устаревать. Хороший потенциал для будущих модернизаций остался только у Су-24.
Было приято решение создать новый истребитель-бомбардировщик, отвечающий современным требованиям. Новая машина должна была взять все лучшие наработки от бомбардировщика Су-24 и истребителя Су-27, который имел отличную конструкцию и аэродинамические характеристики.
Изначально новая машина и разрабатывалась под обозначением Су-27ИБ, как ударный вариант Су-27, за основу которого взяли учебно-боевой Су-27УБ.
Первый полёт прототипа был совершен в 1990 году. В 1993 году, после многочисленных испытаний, был построен доработанный предсерийный экземпляр. Несмотря на то, что базой для новой машины был Су-27, у конструкторов получился абсолютно новый самолёт, получивший обозначение Су-34.
История его создания выпала на неудачный период в стране, поэтому первый серийный экземпляр смог подняться в воздух только в 2006 году. А официально приняли на вооружение в 2014 году. Самолёт относится к поколению 4++.
Конструкция
Самолёт представляет собой триплан с цельноповоротным горизонтальным оперением спереди, дифференциально отклоняемым стабилизатором и двухкилевым вертикальным оперением. Крыло плавно перетекает в фюзеляж.
- Длина: 23,3 м.
- Размах крыла: 14,7 м.
По сравнению с Су-27 машина стала гораздо тяжелее, а максимальная взлётная масса составляет 45 тонн.
Два члена экипажа размещаются в кабине бок о бок. Кабина представляет собой титановую бронекапсулу, защищающую летчика и штурмана-оператора от попадания 23-мм. снарядов. Кресла катапультируемые.
В длинной хвостовой балке размещён тормозной парашют, дополнительный топливный бак и вспомогательная силовая установка, значительно упрощающая работу техникам и запуск двигателей.
Шасси 3-опорное. Каждая задняя стойка оснащена двумя широкими колесами, установленными друг за другом. Су-34 можно эксплуатировать с грунтовых ВПП.
Силовая установка представляет собой два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31ФМ1, каждый из который выдаёт 13300 кгс тяги на форсаже.
- Максимальная скорость: 1900 км/ч.
- Практический потолок: около 15000 м.
- Дальность полёта (без дополнительных баков): 4000 км.
Множество узлов и агрегатов взаимозаменяемы с истребителем Су-27. За характерный внешний вид Су-34 получил прозвище "Утёнок".
Вооружение и технологии
В качестве пушечного вооружения Су-34 оснащён 30-мм. авиапушкой ГШ-301. Боекомплект рассчитан на 150 вытрелов.
На 12 узлах подвески возможно размещение 8500 кг. боевой нагрузки. Номенклатура вооружения достаточно широкая. Сюда входят:
- свободнопадающие и корректируемые авиабомбы (до 1500 кг.);
- неуправляемые авиационные ракеты (НАР'ы) "воздух-поверхность";
- управляемые ракеты Х-59М "Овод", класса "воздух-поверхность". В случае оснащения самолёта этими ракетами один узел подвески отдаётся для контейнера со специальной аппаратурой, предназначенной для управления ракетой;
- противорадиолокационная управляемая ракета Х-31П;
- противокорабельная управляемая ракета Х-31А;
- управляемые ракеты "воздух-воздух" средней и малой дальности.
Су-34 способен применять вооружение с лазерным наведением (ракеты Х-29), что является огромным плюсом в условиях радиоэлектронного подавления. Сам самолёт оснащен мощным комплексом радиоэлектронного противодействия.
РЛС способна обнаруживать цели на расстоянии до 250 км. (зависит от габаритов), сопровождать 10 целей и одновременно вести огонь по 4 из них.
Су-34 несёт широкую номенклатуру вооружения. Бортовое оборудование создано по принципу открытой архитектуры. Это существенно повышает потенциал для модернизаций. В любой момент самолёт может принять на борт новое оборудование и вооружение.
Хоть Су-34 и построен на базе истребителя Су-27, его боевые возможности больше "перевешивают" в сторону класса бомбардировщиков. Тем не менее, в случае встречи с воздушным противником, Су-34 способен за себя постоять.
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Милитари Клан!
Больше статей: Су-75 "Чекмейт" | Су-57 | Су-27 | Миг-29 | Ту-160 "Белый лебедь" | F-22 "Raptor" | F-35 "Lightning II" | F-15 "Eagle" | B-1B "Lancer" | "Rafale" | XB-70 "Валькирия" | Ту-22 | Су-47 "Беркут" | МиГ-21 | F-16 | Су-25 | Т-4 "Сотка" | А-10 "Тандерболт 2" | F-111 | F-5 | Миг-25 | Миг-31 | Ту-95
#оружие #военная техника #самолеты #истребители #бомбардировщики #авиация #ввс #вкс #вооружение #армия