Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Игрушка, о которой мы мечтали в 90-х. Сравниваем её с прототипом.

Поклонники транспорта, родившиеся в начале 1990-х, вроде меня, могли лишь мечтать хоть о каком-нибудь игрушечном трамвае, а у современных детей есть огромный выбор моделей - от старых Татр до современных тверских низкополов. Давайте же узнаем, насколько правдоподобны игрушки, которые сейчас можно купить у каждого столба.

Вы на канале Блог ЖД фотографа и сегодня я расскажу вам об одном из игрушечных трамваев Татра Т3. Сколько себя помню, мне всегда нравились поезда и трамваи, но лучшая игрушка, на которую можно было рассчитывать - китайское убожество в пакете с этикеткой TOYS с пластиковым кузовом, обклеенным яркими бумажками, по аналогии с этим автобусом:

У меня был в подобном исполнении трамвай PCC, но фотки такого найти не удалось
У меня был в подобном исполнении трамвай PCC, но фотки такого найти не удалось

Относительно недавно на рынке появился производитель "Технопарк", прославившийся игрушечным транспортом, сделанным по настоящим прототипам. Чего у них только нет: и автобус ЛИАЗ-677, и троллейбус ЗИУ-9 в разных исполнениях, в том числе, (внимание!), техничка с обрубленным кузовом, и поезд метро "Москва", и даже троллейбус в кузове автобуса Икарус-260. Мне почти 30 лет, но несмотря на это, я иногда покупаю подобные игрушки, осуществляя детскую мечту.

Одной из первых игрушек стала моделька легендарного трамвая Татра Т3. При слове "трамвай" большинство людей представляют именно его: округлые элегантные формы, небольшие окна, красно-жёлтый кузов, четырёхстворчатые двери-гармошки - перед вами Татра Т3.

Типичная Татра Т3. Ныне покойная система Твери, 2009 год.
Типичная Татра Т3. Ныне покойная система Твери, 2009 год.

Вагоны этой модели выпускались в Чехословакии с 1960 по 1999 год, и за это время завод ЧКД успел наклепать их более 14 тысяч. Трамваи в огромном количестве поставлялись в СССР и Чехословакию, а также в меньших количествах их закупали ГДР, Югославия и Румыния. Заложенный чехами запас прочности позволяет многим вагонам работать до сих пор! Например, в Праге можно встретить вагоны 1963 года, которые выглядят так, будто только вчера вышли из ворот завода.

Как после этого не влюбиться в Прагу?
Как после этого не влюбиться в Прагу?

В Москве Татры работали до ноября 2021 года. Подумать только: некоторые из последних московских Татр были построены в 1983 году и пережили целых два поколения более новых трамваев - КТМ-8 и КТМ-19, которые успели появиться и исчезнуть, пока наши герои всё ещё работали как ни в чём ни бывало.

Модернизированная Татра Т3 в Коптево, 2016 год. Выглядит как новая.
Модернизированная Татра Т3 в Коптево, 2016 год. Выглядит как новая.

И вот они появились в виде игрушек. Впервые я увидел их в 2012 году и с той поры они мозолили мне глаза во всех магазинах, позже и в виде контекстной рекламы. Вагон оказался столь популярным. что его выпуск, кроме "Технопарка" подхватили другие производители.

Я купил вагон от производителя "Playsmart" в масштабе, как они написали, 1/87. Он имеет "киевскую" окраску - слоновая кость и красные бока, существует также "московская" расцветка (жёлтая с белым), и "краснодарская" (красная с чёрным). Производитель выбрал цвета не от балды, а на основе реальных прототипов, что лично меня подкупает.

Я фотографирую железнодорожный и городской транспорт с 2007 года, и готов подтвердить своими снимками: эти окраски действительно существуют, взгляните сами!

Вагон, который оказался у меня в руках, конечно, не является моделькой, несмотря на то, что они указали масштаб 1/87. Поставив его рядом с электровозом Е44, в масштабе которого сомнений нет, я понял, что на этот счёт производитель не стал заморачиваться. Ну и ладно, это ведь игрушка!

Трамвай-переросток
Трамвай-переросток

Геометрия трамвая мне понравилась. В отличие от игрушечного ЛИАЗа-677, на который будто наступили сапогом, Татра Т3 получила более-менее пропорциональный кузов. Простим ему жирные оконные стойки и слишком большие фары, отлитые вместе с кузовом из металла, ведь если дать его ребенку, просто так он его не разломает.

-7

Токоприёмник, конечно, слишком жирный и не похож на какой-либо реально существующий, также он выполнен одной деталью из пластмассы и не работает на подъём и опускание, но разве этого кто-то ждёт от детской игрушки?

Пантограф - импровизация
Пантограф - импровизация

Проработка дна у трамвая оставляет желать лучшего. Скорее всего, на реальный прототип оно совершенно не похоже - отсутствует даже имитация тяговых двигателей, зато они добавили какие-то непонятные трубы. Также мне не нравится, что колёса посажены слишком широко - это сразу бросается в глаза. По-моему, лучше бы их сильнее "утопили", пусть даже при этом исчез инерционный механизм, зато смотрелось бы правдоподобно.

Трамвай прилёг отдохнуть и показал своё пузико
Трамвай прилёг отдохнуть и показал своё пузико

Как видите, поворотные тележки у трамвая также отсутствуют, как и на всех игрушечных трамваях. Это не моя претензия, а скорее бесплатная идея для производителей - сделать такой же трамвай с поворотными тележками, рельсами и возможностью сцеплять трамваи в поезда по системе многих единиц. Инерционный моторчик можно заменить электродвигателем, работающим на батарейках, или вовсе катать поезда вручную.

Поезд  системе многих единиц. Москва, Шаболовка, 2019 г.
Поезд системе многих единиц. Москва, Шаболовка, 2019 г.

Разобрав игрушечный трамвай, я был приятно удивлён: они сделали не только пассажирский салон, но и пульт управления! Да, он простецкий, но они про него не забыли, несмотря на то, что, когда трамвай собран, пульт почти не видно. Правда, сидение в кабине трамвая должно стоять по центру, а не сбоку.

-11

Двери в моём трамвае не открываются, а мне и не надо. Есть куча других игрушечных Татр, где такая возможность предусмотрена, правда двери сделаны в них из двух створок и открываются нараспашку, вместо привычной нам ширмовой "гармошки".

Зато сделана имитация щелей.
Зато сделана имитация щелей.

Так похож ли игрушечный трамвай на настоящий? Разумеется, похож! Как может быть иначе, если он сделан на основе реальных прототипов, да ещё и в таких расцветках, которые с лёгкостью узнает любой транспортный фотограф? Чёрный с красным? Это точно Краснодар! Желтый с белым? Москва, несомненно! Да, у игрушки есть недостатки, но их видят только зануды вроде меня, зато дети наконец смогут познакомиться не только с легковыми автомобилями и грузовиками, но и с более привычными для большинства из них трамваями, троллейбусами и автобусами. У моей дочери точно будет целый парк из таких Татр, а уж когда к ним выпустят рельсы и возможность сцеплять трамваи в поезда, мы с ней точно с ума сойдём от восторга.

Игрушечная Татра получает 9 Карловых мостов из 10. Для игрушки всё достаточно неплохо, но широко посаженные колёса лично мне режут глаза - вот над чем производителям стоило бы поработать.

С вами был Блог ЖД фотографа. Напишите в комментариях, о какой игрушке вы мечтали в 90-х и появилась ли она сейчас. Подпишитесь на канал и поставьте лайк, вам не сложно, а мне приятно.

До новых встреч!