Найти в Дзене
Капитан A320

Полет с проверяющим. Байки аэроклуба.

Байки аэроклуба - серия рассказов основанная на реальных событиях. А впрочем... может быть все это мне просто приснилось...

Однажды наш зам по летной Борисыч заболел. Причем всерьез и надолго... Настолько всерьез, что мы боялись, что он уже не вернется к летной работе... Пару недель наш начальник Михалыч сам справлялся с его обязанностями, а потом ему это надоело. 

PZL-104 Wilga-35A (фото из открытых источников)
PZL-104 Wilga-35A (фото из открытых источников)

И вот, субботним утром Михалыч построил весь летный состав аэроклуба (и меня в том числе) и толкнул такую речь:

- Итак, товарищи. Знакомьтесь! Это Анатольич - наш новый зам по летной. Летчик-истребитель освоивший все типы от Л-29 до Су-27. Подполковник в отставке. Заодно мой старый товарищ. Как новый зам по летной он должен со всеми вами познакомиться в небе! Кто у нас сегодня на разведку погоды летит? 

-Ну, я, например... - выхожу из строя - Сегодня моя очередь... На 232-й.

-Ну и отлично. Анатольич, начни с него. 

Вот и за что мне это? К первому всегда претензий больше. Идем к самолету и первый вопрос от нового зама:

-В армии служил? 

Вот так сразу? Вообще-то приличные люди начинают с вопроса "как зовут?" или "какой налет, на чем летаешь?"... 

-Нет, не служил! Бог миловал! 

Что ты скажешь на это, Анатольич? А? 

-Все ясно... 

И молчит. Ну и ладно. Я не навязываюсь. Дошли до самолета. 

-Вась, нормально все? Заправил, отстой слил? 

-Нормально, 50 литров там есть, дуйте уже! - отвечает техник Василий. - Все равно потом заправлять.

А Анатольич хмурится... Слишком просто у нас тут все, да? Не армия, что уж.

PZL-104 Wilga-35A (фото из открытых источников)
PZL-104 Wilga-35A (фото из открытых источников)

Сели в кабину, запустились, прогрелись, опробовались, запросились. Новый зам пока молчит. Начинаем выруливать по полосе. 

-Так, скорость на рулении какая должна быть? 

-Безопасная. - отвечаю. 

-А в РЛЭ что написано? Ты его сдавал вообще? 

Ууууу, думаю, приплыли... Не сдавал. Никто не догадался зачет организовать. А вот ты его сам-то читал? Может сказать тебе, что "не более 90 км/ч"? Найдешь что ответить? Я прекрасно помню (до сих пор помню, хотя прошло 15 лет!) что вообще-то там написано "со скоростью быстро идущего человека - 7-10 км/ч"... Хотя рулю, конечно, быстровато... Ну так привычней. Заняли исполнительный. 

-232-й, на исполнительном, разведка погоды, к взлету готов! 

-232-й! Разрешил взлет! 

-Взлетаю! 

Сую РУД вперед до упора и на скорости 60 км/ч пытаюсь чуть отдать ручку от себя... Не тут-то было! Зам по летной крепко держит ее в нейтрали. А скорость растет, вот без нашей помощи (нужно же было отдать ручку) оторвался хвост от земли... Еще чуть и... отрыв! Опять пытаюсь отдать от себя ручку, чтобы разогнаться и тут же, над полосой, перевести двигатель на номинал и убрать закрылки. Но нет, и этого сделать Анатольич не дал. Ладно, раз ты такой умный, подскажу:

-Скорость после отрыва 115 километров в час. На высоте не менее 50 метров убрать закрылки и перевести двигатель на номинальный режим работы. Дальнейший набор на скорости 120 километров в час. 

Пробую качнуть ручку по крену - нет, зам в нее мертво вцепился. Интересно, а Михалыч его предупредил, что я давно не курсант?

Высота 50 метров, убираю закрылки - с правого места ему это делать объективно неудобно. 60 метров, 70 метров, 80 метров... Ну и где номинал? Ну? Ясно - РЛЭ он не читал... Затяжеляю винт так, чтобы на тахометре было 2050 оборотов. Это и есть номинал на АИ-14, товарищ истребитель. И скрещиваю руки на груди. Хотя... Нужно приоткрыть створки - температурка ползет. А Анатольич этого даже не видит. И летит прямо...

-Набираем по левому кругу - подсказываю ему - выполняем первый.

Но управление не трогаю. Сам, все сам, раз ты такой умный.

-Выполняем второй!

-Выполняем третий!

-Четвертый! Идем с набором над полосой по стандартному кругу.

PZL-104 Wilga-35A (фото из открытых источников)
PZL-104 Wilga-35A (фото из открытых источников)

Набрали тысячу метров, дальше лезть не стоит, да и настроения уже нет. 

-232-й, сию высота тысяча, нижний край 1800 - 2000 метров. Снижение к третьему. 

-К третьему, 232-й.

Ну уж тут Анатольич почти справился - прибрал режим и начал снижаться по кругу. Прикрываю радиатор и жалюзи и продолжаю ничегонеделанье. 

-232-й, на третьем, заход, посадка! 

Перевожу винт на малый шаг и выпускаю закрылки во взлетное положение. Анатольич явно удивлен, но молча доворачивает на посадочный курс. Так-то мы далековато, на этой высоте мы должны быть в два-три раза ближе к полосе, чай не на истребителе летим. Но нет, вместо того, чтобы лететь без снижения, он решил прокатить меня по пологой глиссаде. Ну-ну. На Вильге. Молодец! Я все-таки пытаюсь подобрать ручку и добавить режим. 

-Необходимо выдерживать глиссаду 2 градуса 40 секунд! - вещает новый зам по летной. 

-Да-да, конечно! - соглашаюсь с ним, но управление не трогаю. Посмотрим как ты запоешь на посадке! 

-Выпускай закрылки полностью! - командует Анатольич. 

-Посадку на аэродром выполнять с закрылками на 21... - цитирую РЛЭ. С закрылками на 44 посадка сложнее, не надо нам этого. 

-А? Да? Ну хорошо... 

А вот мы и долетели до торца... Низковато, быстровато, да и режим великоват... Вот тут нужно чуть помочь своему проверяющему. Беру ручку и... Анатольич, несмотря на мое сопротивление, начинает ее добирать. Мо-ло-де-ц! Высоты еще много, эдак мы перелетим запросто. Еще пытаюсь удержать его от этого, но он упорно тянет на себя. Еще и газ убирает...

PZL-104 Wilga-35A (фото из открытых источников)
PZL-104 Wilga-35A (фото из открытых источников)

Приплыли... Подвесил наш орел Вильгу на пяти метрах. Без скорости.. Мдя... сейчас посыпемся... С закрылками 44 уже разложились бы, кстати. И? Продолжает добирать... Эх, придется мне... 

-Руки убрал, мля! - кричу на него, бью по ручке и одновременно даю взлетный. Чуть от себя - подразогнаться, теперь закрылки, номинал и сразу, без набора высоты, левый разворот курсом к третьему. 

-Этто что за маневр? - спрашивает удивленный зам. 

-Этто я спешу на посадку! В туалет захотелось очень! 

Похоже что он все понял правильно и обиделся. Ну и пес с ним, зато за ручку не хватается. К третьему (третьему суперкороткого круга) набрали 100 метров на номинале. В процессе спаренного третьего-четвертого разворота убираю режим, выпускаю закрылки и облегчаю винт. Торец почти под нами, снижаемся очень круто - практически на режиме малого газа. Дело привычное - потаскай-ка, Анатольич, планера весь день, когда не успеваешь затормозить, а тебе уже новый цепляют...

-Вот это нормальная глиссада на этом самолете! - ехидно комментирую происходящее. Да, я сейчас зол. Но он сам виноват. Выравнивается этот самолет одним плавным движением, дальше подвешиваем его на высоте сантиметров 10 и садимся на 3 точки. Все просто, если умеешь! 

Зарулили, вышли. Михалыч уже тут как тут - ждет разбора. Обхожу самолет, подхожу к герою, левая рука на голову, правая ко лбу (да, издеваюсь - но заслужил):

-Тащ заместитель по летной части! КВС-инструктор N полет завершил! Разрешите получить замечания? 

-Эммм... Ну... Руление быстровато, взлет произвел на пониженной скорости, в наборе не очень выдерживал параметры... И курс и тангаж гуляли. А...

-Тащ заместитель по летной части! А вы заметили, что до момента ухода я управление не трогал вообще? - перебиваю зама, разворачиваюсь и ухожу. О чем с ним говорить вообще? 

PZL-104 Wilga-35A (фото из открытых источников)
PZL-104 Wilga-35A (фото из открытых источников)

Стою в курилке, зажигаю вторую (давно бросил и всем советую!). Подходит Михалыч:

-Вот это вот что сейчас было? 

-Что именно? Этот истребитель со взлета зажал ручку намертво, я вообще управление бросил. Посадку первую видел? Его авторство...

-А потом? 

-А потом я на него наорал, забрал управление и сел. А этот тип мне еще и рассказывать собрался как ОН САМ летать не умеет. 

-Ну ты же понимаешь, что он первый раз на Вильге? 

-Я - да. А он - явно нет. Если ты с типом не знаком, зачем в управление лезешь? Ты, Михалыч как хочешь, но я с этим истребителем летать не буду. Хочешь - сам с ним летай. Могу вообще из клуба уйти, но с ним общаться не хочу. 

В течение дня Михалыч выслушал еще несколько подобных ультиматумов. А окончательно сгубило нового зама его предложение устроить общее построение для разбора полетов перед обедом. Анатольич был послан в баню всем летно-подъемным составом аэроклуба. 

-Странно, вроде раньше он нормальным был... - только и сказал на это Михалыч. 

P. S. Кончилось все хорошо. Анатольич исчез навсегда в тот же день, а наш Борисыч справился с болезнью и вернулся. 

P. P. S. И Михалыч и Борисыч и старший техник Василий и еще многие в аэроклубе - бывшие военные. При этом абсолютно нормальные люди. Поэтому прошу воздержаться в комментариях от "битвы пиджаков с сапогами". Анатольич мог и не из армии, а из ГВФ к нам прийти.