10 октября 1943 года 8-я воздушная армия США совершила налет на город Мюнстер на терртории нацистской Германии. Ниже приведена история единственного вернувшегося бомбардировщика B-17 Flying Fortress (далее Крепость) номер VE 42-6087-LD-Z по прозвищу "Роял Флеш" из состава 100-й бомбардировочной группы 8-й воздушной армии.
План операции.
Утро 10 октября 1943 года. На базе 100-й бомбардировочной группы проводятся инструктажи экипажей перед боевым заданием. Цель налета - город Мюнстер в Германии. Офицеры разведки предоставили фотографии цели, а также место и время встречи с истребителями поддержки. В 1943 году ПВО нацистской Германии была на пике своей мощи. В связи с этим каждый вылет бомбардировщиков сопровождался поддержкой от 50 до 100 истребителей, а иногда и больше.
Офицер разведки сообщил, что примерно 245 одномоторных и 290 двухмоторных истребителей могут быть задействованы противником для защиты города. В их числе могут быть одномоторные Messerschmitt Me 109 и Focke-Wulf Fw 190 с подвесными 20-мм пушками и двухмоторные Messerschmitt Me 110, Me 410 и Junkers Ju-88 с ракетами класса "воздух-воздух". Но сколько бы там не было противника в воздухе, гораздо большую опасность для тяжелых бомбардировщиков представляли зенитные орудия, поскольку большинство сбитых бомбардировщиков были на их счету.
С целью отвлечь часть немецких истребителей был запланирован диверсионный налет бомбардировщиков B-24 Liberators на другой город. "Налет должен отвлечь до половины немецких истребителей перехватчиков. Сопровождающие Republic P-47 Thunderbolt (далее - "Тандерболт") будут вести переговоры о цели и маршруте в открытом эфире, это должно привлечь немев." - пояснил офицер разведки. Экипажам было сказано, что нужно лишить Германию необходимых ей работников железной дороги, которые поддерживали военные усилия нацистов. То есть главная цель бомбардировки - гражданское население города.
8-я воздушная армия выделила для рейда на Мюнстер 274 бомбардировщика В-17 (14 из них - это 100-я бомбардировочная эскадрилья) и 216 Тандерболтов сопровождения. По понятным причинам вся эта армада должна была взлетать с разных аэродромов. В определенном месте бомбардировщики встречались с истребителями и продолжали путь вместе. Вопрос состоял только в том, окажутся ли истребители в нужное время и в нужном месте. Обладая гораздо меньшим запасом топлива, Тандерболтам придется менять друг друга на всем пути следования и обратно. То есть рядом с Крепостями не будет одновременно находиться 216 истребителей.
Состав экипажа Крепости "Роял Флеш" в день налета:
- Розенталь Роберт ("Рози"), лейтенант, летчик и командир;
- Льюис Уинифред Т. ("Паппи"), лейтенант, второй пилот;
- Бейли Рональд К., лейтенант, штурман;
- Милберн Клиффорд Дж., лейтенант, бомбардир;
- Холл Кларенс С., сержант, стрелок верхней башни и инженер;
- Боккуцци Майкл В., сержант, радист и наводчик;
- Дарлинг Лорен Ф., сержант, наводчик;
- Шаффер Джон Х., сержант, пулеметчик;
- ДеБласио Уильям Джей, сержант, хвостовой стрелок;
- Робинсон Рэй, сержант, стрелок с шаровой турели;
Экипаж "Роял Флеш" считался еще зеленым. Для Розенталя и Льюиса этот всего второй вылет с момента прибытия в Англию. По неофициальным оценкам ВВС США, средний экипаж мог пережить от 12 до 15 вылетов, а для завершения командировки требовалось 25. Не многие добивались таких результатов.
Для Розенталя и Льюиса “Роял Флеш” был новым бомбардировщиком, до этого они летали на нем только раз. Их предыдущий бомбардировщик, так же В-17 с именем "Клепальщик Рози" получил повреждения во время своего первого налета на Бремен 8 октября и стоял на ремонте.
С самого начала миссии все шло не так, как планировалось. Во-первых, отвлекающий маневр сорвался. Бомбардировщики B-24 из-за погодных условий вернулись на аэродромы. По этой же причине не вылетела большая часть истребителей. Но почему-то Крепости не отозвали. Самолеты продолжили полет в полном неведении, что нет ни прикрытия, ни отвлекающего маневра.
Сразу после взлета бомбардировщики попали на немецкие радары, и диспетчеры люфтваффе отдали приказ о готовности. Когда Крепости достигли побережья Нидерландов, начали взлетать первые немецкие истребители. Кроме того, через 15 минут полета 3 Крепости вернулись на аэродром из-за различных неисправностей.
В небе над Нидерландами американские бомбардировщики не встретили никакого сопротивления. После пересечения границы с Германией стало понятно, что обещанного эскорта не будет. Несмотря на это, Крепости продолжили путь, возможно, надеясь, что Тандерболты опаздывают и успеют прибыть для их защиты.
Приблизившись к Мюнстеру, появились первые самолеты люфтваффе. Несколько истребителей Me.109 и Fw.190 прорвались через строй, разрывая фюзеляжи Крепостей 20-миллиметровыми пушками в лохмотья. Когда они закончили, с тыла появились двухмоторные истребители, которые обрушили на строй шквал неуправляемых ракет.
Бомбардировщики сбивали один за другим. Строй был нарушен, и самолеты разделись. Оставаться вместе было жизненно важно, и по мере возможностей они старались сбиваться в группы. Однако сделать это могли не все, и те, кто оставались одни, быстро становился жертвой истребителей. Вся армада бомбардировщиков рассеялась, и казалось, что всего 11 самолетов 100-й эскадрильи продолжают полет.
Атаки люфтваффе казались все более сокрушительными. За следующие 10 минут были сбиты еще 8 бомбардировщиков. На борту “Роял Флеш” положение было отчаянным. Немецкая ракета проделала огромную дыру в правом крыле, выведя из строя оба двигателя. Внезапно немецкие истребители отступили. Им пришлось вернулись на аэродром для дозаправки.
Последние три бомбардировщика 100-й эскадрильи продолжили путь. Тогда они еще не знали, что к этому времени большая часть добравшихся до города бомбардировщиков уже сбросили бомбы и направились обратно.
Три одиноких бомбардировщика добрались до города. Для сброса бомб самолет заметно замедлял ход, чтобы произвести прицеливание. Эта процедура занимала порядка 2 минут, иногда больше. Маленькая группа самолетов стала легкой мишенью для зенитной артиллерии, которой в городе было с избытком.
"Небо наполнилось черными облачками от разрывов зенитных снарядов. Как обычно, они стреляли с необычайной точностью. Снаряды были идеально нацелены. Осколки шрапнели пробили фюзеляж и крылья “Роял Флеша.” - вспоминал Розенталь.
Стрелок Лорен Дарлинг прошел по узкому проходу к кабине. Он хотел узнать, как обстоят дела. Выглянул через лобовое стекло и увидел летящие немного впереди две другие Крепости - "Шакрат" и "Хорни". Внезапно оба бомбардировщика получили прямые попадания. Позже он вспоминал:
"Они вдруг стали шарами из черного дыма. Двери бомбоотсека были открыты, готовые выплеснуть двенадцать 500-фунтовых фугасных бомб. А затем БУМ! Ушли навсегда! На борту каждого было по десять человек."
Одни в небе над вражеским городом, с двумя заглохшими двигателями и под прицельным огнем зениток, “Роял Флеш” всё же сбросил бомбы и повернул к обратно.
По рации вышел на связь командир другой группы и сообщил, что они смогли сбросить бомбы и были уже далеко от них. "Роял Флеш" отставал от основной группы на 15 минут, но на двух работающих двигателях догнать их было не возможно. Идущие впереди бомбардировщики вновь атаковали немцы. Розенталь понимал, что скоро настанет их очередь.
"Мы всматривались в небо в поисках наших самолетов, но никого не было видно. Это было так, как если бы небо внезапно очистилось.".
Вскоре появились десятки истребителей люфтваффе, а цель у них была лишь одна. Не заметить медленно идущую Крепость с длинным черным следом от горящих двигателей было невозможно. Кроме того, "Роял Флеш" сильно замедлился и неуклонно терял высоту. Немцы пошли в атаку.
Летчикам ничего не оставалось, кроме как уклоняться от атак. Чтобы резко и круто маневрировать на большом самолете, понадобилась сила их обоих. Тактика работала. Казалось, что немцы не ожидали, что громадина B-17 может так маневрировать. Виражи были настолько крутыми, что бортовые стрелки по бокам самолета едва могли удержаться на своих местах. Стрелки хвостовой и шаровой турели были пристегнуты ремнями, но все равно ощутили на себе всю тяжесть перегрузок. Немцы понимали, что лучшим решением для уничтожения самолета будет атака с тыла.
Хвостовой стрелок, сержант. Билл ДеБласио увидел истребители, приближающиеся к нему строем по четыре. Первая группа шла прямо на его пушки. Когда они оказались примерно в 700 метрах, он открыл огонь.
"Я открыл огонь по одному из них, выпустив три короткие очереди. Его левое крыло оторвалось и угодило во второй. Оба сгорели! Я переключился на другой. С ним так просто не получилось. Он начал кружить, но я достал его. Из истребителя повалил дым. Я увидел, как его фонарь оторвался, самолет перевернулся и из него выпал человек. Мне предстояло разобраться еще с одним. Как только я навел на него прицел, он отскочил влево."
Немцы пугались потерь, к тому же они видели перед собой изрешеченный, летящий на двух двигателях бомбардировщик. Все, что им было нужно, это убедиться, что самолет не дотянет до Англии. Розенталь и Льюис продолжали совершать маневры уклонения, но больше всего их спасло умение ДеБласио управляться с турелью.
“Через 5 минут они вернулись снова. Пара Ju-88 двигалась за атакующей четверкой Мессершмиттов. Начали свистеть ракеты. Тогда я заметил, что перед стрельбой они пользовались закрылками, чтобы придать устойчивости самолету для прицеливания. Медлить было нельзя. Первым стал Ju-88 слева. Даю очередь, он загорается и сваливается. По другим я стрелял длинной очередью, водя ствол с лева на право и обратно. Вдруг два FW-190 в центре врезались друг в друга. Наверное, попал в них обоих одновременно.".
Последний прервал атаку и направился обратно на свой аэродром. Вероятно, заканчивалось топливо. Большая часть немецких истребителей сосредоточилась на идущих впереди Крепостях. Когда они пролетали над Нидерландами, появились несколько "Тандерболтов" Р-47 и после не продолжительного боя немцы отступили. Ничего этого экипаж "Роял Флеша" не видел.
Они преодолели побережье и были уже совсем рядом с Англией. Самолет продолжал снижался, а попасть в открытое море в октябре экипаж не очень хотел. Розенталь приказал выбросить все, что можно. Огнетушители, боеприпасы, дополнительные баллоны с кислородом, пулеметы. Всё, что можно было выбросили за борт. ДеБласио расстрелял остаток боеприпасов, заряженных в системе подачи.
Они добрались до побережья Англии и оставалось только сесть. Самолет был сильно поврежден и еле держался. 20-мм снаряд пробил фюзеляж по центру, тяжело ранив двух боковых стрелков, Майкл Боккуцци оказал им первую помощь и ввел морфий. Вероятно, это и спасло их.
Над побережьем Англии была низкая облачность, поэтому пришлось покружить в поисках своего аэродрома. Только после нескольких кругов его удалось обнаружить. Командир, выпустил аварийные зеленые ракеты, чтобы сообщить наземным службах о раненых на борту и об аварийной посадке. Самолет приземлился, а экипаж буквально вывалился из него. Они просто лежали на свежескошенной траве взлетно-посадочной полосы в ожидании медицинской службы. Эти 10 человек - всё, что осталось от 100-й бомбардировочной группы, еще утром их было 140. *Не считая экипажи вернувшихся из-за неисправности бомбардировщиков.
После разбора полетов команда отправилась на ужин в пустой обеденный зал. Льюис подошел к "Офицерскому клубу" (по факту просто отдельное помещение) и заглянул внутрь. Он был пуст.
Через три дня экипаж отправили на 30-ти дневный отдых. Вернувшись через месяц, их встретила эскадрилья, полная новыми лицами. Экипаж Розенталя и Льюиса с их тремя вылетами, которые обычно считались "зелеными" теперь стали “ветеранами”. Молодые летчики буквально ловили каждое сказанное им слово. После операции в Мюнстере за 100-й бомбардировочной группой закрепилось прозвище "Кровавая сотая".
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Подписывайтесь на телеграмм-канал:
Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399