Найти тему

МЦК исполняется 5 лет ! История появления Московской Окружной Дороги и бесплатный проезд в день города.

Оглавление

Приветствую читателей Дзена !

10 сентября 2016 года было запущено движение на Московском Центральном Кольце (МЦК). Маршрут был организован по действующему Малому кольцу Московской Железной дороги. Никто не мог даже подумать, насколько сильно данный проект будет востребован среди пассажиров.

И вот, в 2021 году, маршрут отмечает своё пятилетие, практически в аккурат с днём города.

Электропоезд "Ласточка" на станции Соколиная Гора
Электропоезд "Ласточка" на станции Соколиная Гора

Чем стало ассоциироваться МЦК для жителей и гостей города за такой небольшой промежуток времени ? В этой статье вы узнаете историю кольцевой железной дороги, как планировали создание маршрута МЦК, а также его преимущества и недостатки.

1. История Кольцевой железной дороги

Московская Окружная железная дорога (первоначальное название), своим появлением была обязана промышленному буму конца XIX – начала XX веков.

Увеличение грузооборота Московского узла в конце XIX века составлял более 5% в год. Перевозкой товаров по Москве с вокзала на вокзал занимались ломовые извозчики. Первым о необходимости строительства Окружной дороги, которая должна была связать все десять основных направлений железных дорог и значительно облегчить грузооборот, заговорил известный предприниматель, железнодорожный магнат Ф.И.Чижов.

Он подсчитал, что, если его план осуществится, Москва сможет избавиться от 30 тысяч ломовых извозчиков. Но в то время лишь 5% железных дорог принадлежали государству – остальные находились в частном владении, причем каждая имела свой устав, свои правила перевозок, свои тарифы и свой подвижной состав. В таких условиях строительство Окружной дороги представлялось невозможным. Чтобы решить этот вопрос, правительство стало выкупать железные дороги, и уже к концу XIX века большинство из них перешли в собственность государства.

-2

7 ноября 1897 года император Николай II, присутствовавший на Особом правительственном совещании, «высочайше признал желательным» строительство Московской Окружной железной дороги. Состоялся конкурс, на который было представлено 13 проектов. Отборочная комиссия признала победителем проект инженера П.И.Рашевского, ставшего впоследствии начальником работ по сооружению Московской Окружной железной дороги. По его замыслу двухпутное железнодорожное кольцо длиной в 50,64 версты (54 км, с учётом примыкающих веток и подъездных путей – 145 км) предназначалось не только для грузовых перевозок, но и для пассажирского движения. Его сметная стоимость составляла 55 миллионов рублей (позже расходы сократили до 38,7 миллионов).

Официальная церемония начала работ по постройке Окружной дороги состоялось 3 августа 1903 года. Стройку взял под опеку московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович. Он сформировал комитет с самыми широкими полномочиями, в который вошли министр путей сообщения, министр финансов, министр военного ведомства и министр внутренних дел Российской Империи. Московская Окружная имела огромное государственное значение, поэтому к участию в проекте привлекались лучшие российские инженеры и архитекторы. Проектированием мостов занимались известные всей Европе инженеры-мостостроители Н.А.Белелюбский и Л.Д.Проскуряков, за архитектурную концепцию сооружений отвечал профессор архитектуры, действительный член Академии художеств А.Н.Померанцев.

Мост через Курскую железную дорогу
Мост через Курскую железную дорогу

Помимо кольца были построены 22 однопутные соединительные ветки со всеми магистральными железными дорогами, протяженностью 62,36 версты.

Был создан единый оригинальный стиль зданий и станций Окружной дороги. Черепица для крыш закупалась в Варшаве, часы заказывались у известной швейцарской фирмы «Павел Буре» (единственный сохранившийся оригинальный экземпляр этих часов находится в кабинете начальника станции Пресня). На станциях существовали билетные кассы, залы ожидания. Помещения отапливались голландскими и русскими печами, было проведено электричество.

Пассажирское здание на станции Воробьёвы горы
Пассажирское здание на станции Воробьёвы горы
Пассажирское здание на станции Пресня
Пассажирское здание на станции Пресня

19 июля 1908 года по Окружной прошел первый поезд. Строители передали объект управлению Николаевской железной дороги, началась его эксплуатация.

Если говорить о перевозках грузов, особенно транзитных, то Окружная дорога оправдала ожидания: она разгрузила подъезды к московским вокзалам, грузооборот вырос в несколько раз, ломовые извозчики перестали перекрывать улицы города. Дорога постепенно обрастала подъездными ветками, ведущими к фабрикам и заводам, их продукция быстро уходила в нужных направлениях.

Пассажирское движение наладилось не сразу: управление Николаевской дороги установило слишком высокие цены на билеты, поэтому пассажиропоток был незначительным. 6 октября 1908 года городские власти закрыли перевозку пассажиров. Однако в мае 1909-го тарифную сетку скорректировали, и перевозка пассажиров возобновилась. Дo 1917 г. МОЖД развозила по Москве рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий, хотя пассажиров всегда не хватало. В 1916 г. Окружную включили в состав Московско-Курской ж.д.

-6

К концу 1920-х районы, по которым проходит трасса МОЖД, получили надёжное трамвайное и автобусное сообщение, поэтому в 1934 году она была выделена в самостоятельную железную дорогу и перестала использоваться для перевозки пассажиров – пассажирское движение по кольцу было закрыто.

2. Современность. Проектирование маршрута МЦК.

Снижение грузовой активности на кольце при сохраняющихся высоких затратах на его содержание и эксплуатацию, при огромных площадях, которое оно занимает в центре Москвы, стало одной из главных причин, побудивших власти Москвы в очередной раз задуматься об организации пассажирского движения по Малому кольцу в начале 2000-х годов. Первый современный проект реконструкции кольца с превращением его в скоростную линию с пересадками на станции Московского метрополитена и платформы пригородных направлений появился в 2001 году

Ранняя схема маршрута МЦК, со старыми названиями (красная пунктирная)
Ранняя схема маршрута МЦК, со старыми названиями (красная пунктирная)

Проект организации кольцевой линии городской электрички в составе транспортной сети Москвы был разработан в рамках долгосрочной программы «Город, удобный для жизни», концепции обеспечения транспортной доступности в Московском регионе, развития транспортной системы столицы, избавления города от пробок. 11 юиня 2011 года проект МКЖД одобрен на встрече председателя правительства РФ Владимира Путина и главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина.

Новый большой этап реконструкции Малого кольца был начат в 2011 году. В городском бюджете на 2011 на проектирование реконструкции было выделено около 2,5 млрд рублей, ещё 2,5 млрд рублей на эти цели выделило ОАО «РЖД». В 2012 на реализацию проекта консолидировано выделено из бюджетов 7 млрд руб. В 2013 году на реконструкцию железнодорожной инфраструктуры кольца Московской железной дороге выделено 13,2 млрд руб, в 2014 году — 16 млрд рублей.

Запуск тестового движения пассажирских электропоездов на линии состоялся в мае 2016 года на опытном участке Канатчиково — Лихоборы, а с 4 июля 2016 года по окончании реконструкции и электрификации главных путей они начали тестовую обкатку всей линии. Запуск линии с пассажирами состоялся 10 сентября 2016 года, с 11 сентября городская электричка эксплуатируется в штатном режиме, осуществляя перевозки с 5:30 до 1:00 аналогично метро. При этом на линии продолжается грузовое движение в уменьшенном объёме перевозок, преимущественно в ночное время, а также транзитное движение некоторых передаваемых между линиями поездов.

Чем же так полюбился МЦК среди пассажиров ?

Во-первых - комфортные поездки.

Типичный пассажирский салон поезда "Ласточка" на МЦК
Типичный пассажирский салон поезда "Ласточка" на МЦК

Поезда "Ласточка" давно доказали свои превосходства над обычными пригородными поездами, тут тебе и кондиционер, и мягкие кресла (на которых можно вздремнуть немного), санитарные комнаты в головном и хвостовом вагоне, не хватает разве что бесплатного кофе.

Во-вторых - интеграция с метрополитеном.

Линия МЦК отображена на карте метро как 14 линия, что делает легче ориентирование на маршруте.

Помимо всего прочего, с МЦК на метро и наоборот, имеется возможность совершить бесплатную пересадку в течении 90 минут с момента валидации билета на турникете, что существенно снижает денежные затраты на передвижение.

Третье преимущество - интервалы, о чём упоминалось чуть ранее.

На МЦК интервалы движения приближены к метрополитену:

  • В час-пик 4-5 минут официально ( хотя я наблюдал и 2-3 минуты )
  • Во внепиковое время ~7-9 минут

Ну в четвертое - приятные мелочи на платформах, по типу автоматов по продаже продуктов "в дорогу", автомат по продаже кофе, аппарат по выдаче "Повер банков" в аренду, урны для раздельного сбора мусора

Информационный столб с навигацией. Фото автора.
Информационный столб с навигацией. Фото автора.

ВкусВилловский Автомат по продаже продуктов "в дорогу". Фото автора.
ВкусВилловский Автомат по продаже продуктов "в дорогу". Фото автора.
Автомат по продаже кофе Кофехауз. Фото автора.
Автомат по продаже кофе Кофехауз. Фото автора.
Аппарат по выдаче Повер Банков в аренду. Фото автора.
Аппарат по выдаче Повер Банков в аренду. Фото автора.
Ну и урны для раздельного сбора мусора. Самая заполненная всегда красная, а как иначе ? :-) Фото автора.
Ну и урны для раздельного сбора мусора. Самая заполненная всегда красная, а как иначе ? :-) Фото автора.

Что же из недостатков ?

Самый первый и большой недостаток МЦК - долгие пересадки на обычное метро.

Самая долгая пересадка с МЦК на метро сегодня является ст. Угрешская - м. Волгоградский проспект (ТКЛ). Примерное время которое вы потратите на то чтобы перейти с одной станции на другую ~16 минут, по улице.

Станция Угрешская. Вид на платформу. Слева поезд "Ласточка", следующая в сторону станции Дубровка
Станция Угрешская. Вид на платформу. Слева поезд "Ласточка", следующая в сторону станции Дубровка

Долгие пересадки связаны с большой удалённостью между пересадочными станциями, а строительство длинного подземного перехода стоит дороже, одним словом - экономия.

В случае с Угрешской,проблема может решиться при строительстве новой станции метро, центрального участка Троицко-Некрасовской линии, при условии сохранения предполагаемой трассировки будущего участка.

Второй недостаток - досмотр перед входом на станцию МЦК. Так вышло, что в наше время террористическая угроза остаётся актуальной, в связи с чем приняли решение об обязательном досмотре пассажиров и их багажа, что вызывает у большинства недоумение и агрессию.

Источник rzd-tb.ru
Источник rzd-tb.ru

Однако нужно понимать, что безопасность на транспорте превыше всего, и любое послабление в данном вопросе, может стоит тысячи невинных жизней.

Ну и третий на мой взгляд недостаток на МЦК - неудачные навесы. На большинстве станциях они имеют грибообразную форму, из-за чего во время дождя, вода стекает прямо на людей, которые собираются зайти в поезд, что сильно раздражает.

Самый распространённый навес на МЦК. Источник mos.ru
Самый распространённый навес на МЦК. Источник mos.ru

Также хочу показать одну из уникальных станций МЦК - Площадь Гагарина, где по моему мнению вышло всё достаточно удачно.

Данная станция является единственной станцией МЦК - находящейся под землёй, и одной из двух на Московском Узле (вторая Аэропорт Внуково).

Вход на станцию Площадь Гагарина. Фото автора.
Вход на станцию Площадь Гагарина. Фото автора.

Турникеты на вход. Фото автора.
Турникеты на вход. Фото автора.
Посадочная платформа, тоннель в сторону станции Лужники. Фото автора.
Посадочная платформа, тоннель в сторону станции Лужники. Фото автора.

Пересадка на метро тоже подземная, и составляет около 3 минут по переходу.

Итог

Сегодня МЦК стал наиболее востребованным видом транспорта столицы. Благодаря МЦК многие районы Москвы, не имеющие удобного доступа к метро, получили неплохой и удобный аналог. Растущий пассажиропоток заставил власти задуматься о введении на маршрут двухэтажных поездов, первым тестовым из которых, стал поезд ЭШ2 "Штадлер" позаимствованный с Аэроэкспресса, и он многим пришёлся по душе.

Также, было объявлено, что 11 сентября в день города, проезд на Московском Центральном Кольце будет бесплатным для всех !

От себя поздравляю МЦК с 5-летием ! Спасибо всем сотрудникам станций и машинистам, за вашу непростую работу.

Спасибо, что дочитали статью до конца ! Если вам она понравилась, не забудьте поставить палец вверх и поделиться с другими :-)

Также можете подписаться на мой канал, чтобы не пропустить и другие интересные статьи.

#мцк #МОСКВА #ДЕНЬ ГОРОДА #общественный транспорт #ГОРОДА #ТРАНСПОРТ #история железных дорог