В 1958 году ВВС США было укомплектовано истребителями-бомбардировщиками F-105, которые разрабатывались после Второй Мировой войны.
Это был узкоспециализированный самолет, который прекрасно справлялся со своими задачами, но стремительно устаревал, имел большой расход топлива и слишком длинную дистанцию пробега по взлётно-посадочной полосе.
Тогда была инициирована программа по созданию нового тактического бомбардировщика. Военно-морские силы США также нуждались в новом палубном истребителе. Поэтому, одним из главных требований новой программы стала высокая степень унификации машины. Необходимо было создать самолёт, который подошел бы для обоих родов войск.
Самым удачным оказался совместный проект компаний "General Dynamics" и "Grumman Aircraft". Они и получили предварительный заказ на постройку опытных прототипов для ВВС и ВМФ США.
В 1964 году F-111 совершил свой первый полёт. Проект был разделён на два направления: модификация "А" для ВВС и модификация "В" для ВМС.
Разработки модификации для Военно-воздушных сил шла довольно успешно, что нельзя сказать о модификации для Военно-морских сил. Стремление к унификации привело к тому, что самолёт получился слишком тяжелым для палубной машины. Снизить вес до уровня требований командования ВМС так и не удалось, поэтому палубная версия на вооружение не поступила.
Уже в 1968 году несколько F-111 были переброшены для участия в реальных боевых действиях во Вьетнаме. Тогда было потеряно несколько самолётов, что послужило F-111 плохой рекламой. В 1969 году, во время опытных полётов, одна машина разрушилась в воздухе, после чего было принято приостановить полёты.
После этого на F-111 обрушился шквал критики и негатива. Лишь за счёт веры командования ВВС и разработчиков в успешность будущей машины работы были продолжены, и самолёт отправили на доработки.
В 1972 году F-111 снова перебросили во Вьетнам, где он показал гораздо лучшие результаты.
В итоге F-111 стал первым серийным самолётом с изменяемой стреловидностью крыла. А модификация с увеличенным размахом крыла поставила его в один ряд со стратегическим бомбардировщиком B-52.
Конструкция
F-111 стал ещё и первым серийным самолётом с двухконтурными турбореактивными двигателями (TF-30) с форсажными камерами.
- Максимальная тяга: 2 х 5443 кгс
- На форсаже: 2 х 8391 кгс
Конструктивно это высокоплан с цельноповоротными стабилизаторами и одним килем. Во взлётно-посадочном режиме стреловидность консолей крыла составляет 16 градусов. Для полёта на больших скоростях стреловидность изменяется до 72,5 градусов. Промежуточное положение используется для экономичного крейсерского полёта. При максимальном угле стреловидности F-111 способен двигаться на скорости до 2655 км\ч.
Экипаж состоит из двух человек и размещается бок о бок в кабине. Многие конструктивные решения использовались на F-111 впервые. Например, спасательная капсула экипажа, которая, в случае аварийной ситуации, отстреливалась от фюзеляжа и приземлялась или приводнялась на парашюте.
Одним из требований к созданию F-111 было обеспечение возможности короткого взлета и посадки на плохо подготовленных ВПП. Поэтому, для самолёта было разработано 3-стоечное шасси с высокой проходимостью по грунтовой поверхности.
Вооружение и технологии
Самолёт оснащён 6-ствольной 20-мм. авиапушкой "Вулкан". На 6 узлах подвески может нести почти любое вооружение, которым располагали в ВВС США. С получением, в модификации "F", новой станции целеуказания, F-111 смог нести еще и управляемые ракеты и корректируемые авиабомбы.
БРЛС позволяет в автопилоте осуществлять сверхзвуковой полёт на высоте 65 метров, с огибанием рельефа местности, при любой погоде и в любое время суток.
Хоть мечта военного руководства США о создании универсального истребителя-бомбардировщика так и не осуществилась, но проект привел к появлению эффективного самолёта для тактических и стратегических бомбардировок.
Ответом СССР, на создание F-111, стал тактический фронтовой бомбардировщик Су-24.
Больше статей: Су-75 "Чекмейт" | Су-57 | Су-27 | Миг-29 | Ту-160 "Белый лебедь" | F-22 "Raptor" | F-35 "Lightning II" | F-15 "Eagle" | B-1B "Lancer" | "Rafale" | J-20 | XB-70 "Валькирия" | Ту-22 | Су-47 "Беркут" | МиГ-21 | Saab JAS 39 | F-16 | Су-25 | Т-4 "Сотка" | А-10 "Тандерболт 2"
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Милитари Клан!
#оружие #военная техника #самолеты #авиация #истребители