Какой же русский человек не любит опята! Люди все разные, и причины любви к опятам разные тоже, но в целом мы едины. Хозяйственные люди любят опята за урожайность и предсказуемость: никакого баловства, приходи в нужное время и место, и - режь. Любители хорошенько покушать любят опята за аромат и вкус, а также за покладистость - гриб исправно впитывает все нюансы маринада. Те же из нас, кто равнодушен к заготовительным рекордам, опята тоже любит, пускай и не собирает. За что? За то что они вызывают огонь на себя, отвлекая орду грибников-казуалов от настоящего леса.
Ну что, дождались. Началось, как водится, со Смоленской области; днями спустя занялась и Московская, и Калужская область. "Опята, опята, кругом одни опята!". У нас, в Тульских засеках, где опенок является сюжетообразующим грибом, до последнего дня царила странная тишина, но прорвало и тут. Появились в летнем режиме, на березах, не на липах и дубах, но опенок всё тот же самый, дружный, не бессистемная "галлика", а значит, дело пойдет. Не может не пойти. Еще дня три, еще неделя - и реликтовый широколиственный массив наполнится звонкими голосами: "Халя! Валя!", а значит, что грибные опушки останутся нетронуты и чисты, как леса до человека. Спасибо тебе, опенок, за такую перспективу. Пора отдать тебе должное.
Четыре имени опенка
Настоящий опенок, заслуживающий эпитета "осенний" - гриб из рода Armillaria. Вообще любой гриб этого рода. Отсюда изумление новичков в грибном искусстве. Почему это у вас и мохнатый желто-зеленый гриб на дереве, и белесый тонконогий грибок на голой почве - один и тот же опенок? И даже если так - вы-то сами как в этом ориентируетесь? Может быть, всё это и правда опята - но вам-то откуда знать? Без микроскопов, просто на глаз?..
Да вот так вот. Интуитивно. Гриб чувствовать надо.
Когда-то давно, на желтоватый страницах советских справочников, осенний опенок был един и звался Armillaria mellea, опенок медовый. Ныне в этом нету смысла. Настоящий медовый опенок водится самое близкое на Северном Кавказе, и отличить его - с голой шляпкой и прочным желтоватым кольцом, - проще простого.
Про наши опята этого, увы, не скажешь. В средней полосе России широко распространены как минимум четыре вида грибов рода Armillaria. Каждый из них обладает очень яркими отличительными признаками. Беда лишь в том, что эти признаки тасуются в случайном порядке; типовой представитель своего вида ясно отличается от других, но типовых представителей крайне мало, а большая часть показывает произвольную комбинацию видовых признаков. На бумаге разобраться легко, на практике - с ума сойдешь, причем безо всякой пользы для дела.
Самый обычный наш представитель этого славного рода - опенок осенний толстоногий, Armillaria gallica. Так его и зовут любители - "галликой", выделяя из ряда прочих опят. Он, впрочем, выделяется и сам: растет не дружно, а как-то сам по себе, будто обычный гриб; встречается на мертвых пнях, бревнах, на еловой подстилке. Живые деревья, в отличие от сородичей, не трогает. Главная (и совершенно неустойчивая) его черта - ватное покрывало, защищающее пластинки; четкого красивого кольца из него никогда не получается.
Самый необычный представитель рода во многом на него похож. Это опенок осенний луковичноногий (Armillaria cepistipes). Он единственный из опят может расти на голой почве - не на трухе, не на подстилке, а на самой почве. Тогда, и только тогда, он легко узнаваем - светлый, почти белый, тонконогий. Когда он растет на валежных бревнах, от "галлики" не отличить. Разве что луковичноногий часто образует сростки, а галика - нет.
Самый обильный представитель рода - опенок осенний северный (Armillaria borealis). Один из опят-убийц, способный расти на живых, но ослабленных деревьях, быстро приводя их в более удобное для потребления состояния. Как раз тот опенок, о котором с утра пораньше кричат из леса: "Валя! Галя! Дядя Коля!".
Самый коварный представитель когорты опят - опенок темный (Armillaria ostoyae). Его называют еще опенком хвойным - в отличие от других видов этого рода, он охотно поглощает и еловую древесину. Это, впрочем, равно как и густое очешуение шляпки, придающее опенку темный вид - не обязательство, а лишь пожелание. Уверенно отличить темный опенок можно лишь по действию на человеческий организм. Не будучи хорошо проварен, Armillaria ostoyae оказывает на организм человека сокрушительный слабительный эффект. При этом сам гриб может быть собран с березы и выглядеть светлым, как само добро. "Ex ungue leonem pingere", как говорят в народе.
Опенок в нашей жизни
Я очень люблю опята, и они отвечают мне тем же. Когда двадцать лет назад нашел их под любимой елью - сразу разобрался, что это "галлика", она дереву не опасна. Просто перерабатывает органические отходы на неорганику. Увидеть, нарезать, зажарить - и всё это не выходя за пределы участка. Вкусно, сытно, риска ноль - 100% не "опенок темный", не отравишься.
Но самый для меня вкусный, вы будете смеяться - луковичноногий, белесый, тонконогий, растущий на почве. Местное крестьянство его знать не желает, пренебрежительно именуя "варушкой", ну а мне самое то. Беру даже зрелые, раскрытые, с кремовыми пластинками шляпы; на сковороде - бесподобно! Но в заготовку, конечно, не годится. Непрактично. Баловство.
Странно рвать хлипкие шляпы, когда народился опенок северный. В нормальные годы он приходит к нам трижды. Впервые - как "опенок летний" (так деревенские зовут первый слой "бореалиса", приходящийся на начало августа). Во второй раз - как "опенок Успенский"; его срок - Успенье, конец августа. А гриб всё тот же. И наконец - осенний; в середине, а то и под самый конец сентября Armillaria borealis включается в самих Засеках, на остовах вековых дубов и лип. Гриб один - три лица.
А вот опенка темного, из-за которого в Европе весь род объявлен ядовитым и негодным к сбору, у нас, слава Богу, нет. Ну или он не имел шанса себя как следует проявить. Во всяком случае, тут опенок никто не варит. Просто повода не было.
...Вы будете смеяться, но у нас, где опенок мог бы быть начертан на гербе области, района или сельского округа, пока не очень. Осенние - лучшие и единственные - опята пока не значатся даже в проекте. Успенские. Только успенские, с двухнедельной уже задержкой.
Когда?.. Когда уже во всех прочих лесах станет тихо?