Найти в Дзене
Милитари Клан

Ударный вертолёт Ми-24. Символ войны в Афганистане и его последняя модификация – Ми-24ВМ (Ми-35М)

Оглавление

В 60-е годы начались разработки вооруженных боевых машин пехоты, которые могли не только доставлять десант на поле боя, но и оказывать огневую поддержку.

Еще тогда Михаил Леонтьевич Миль озвучивал идею, что можно создать чем-то схожий, с подобной техникой, вертолёт. По началу его предложения не получали поддержку в Министерстве обороны.

Ми-24
Ми-24

Да, к тому времени, имеющиеся вертолёты Ми-1 и Ми-4 пытались оснащать вооружением, но они всё равно считались лишь транспортом для доставки личного состава и никакого будущего это не имело.

Лишь после того, как в 1965 году на авиасалоне в Париже был показан американский UH-1 "Ирокез", аналога которому в СССР не было, работы по вооружению Ми-1 и Ми-4 возобновились. Вооружать пытались и, идущий на смену Ми-4, вертолёт Ми-8. Всё это позволило конструкторам накопить определенный опыт в разработках боевых вертолётов.

Тем не менее, военное руководство относилось к вертолётам скептически, отдавая предпочтение танкам и штурмовой авиации. В Министерстве обороны считали, что вертолёт можно сбить палкой.

М.Л. Миль смог заставить обратить Минобороны на свой проект лишь после того, как американцы успешно применили во Вьетнаме свои новейшие ударные вертолёты AH-1 "Кобра".

Ми-24
Ми-24

Несмотря на негатив военных, конструкторские бюро Н.И. Камова и М.Л. Миля получили задание разработать техническое предложение по созданию новой боевой машины. В результате предпочтение было отдано двухдвигательному варианту КБ Миля. Так начались работы по созданию первого советского ударного вертолёта.

Главными задачами новой машины были поддержка пехоты огнём, обнаружение и уничтожение бронетехники и вертолётов противника.

В 1969 году макет был утверждён. В том же году был построен первый опытный экземпляр и начались испытания, в процессе которых множество раз дорабатывались двигатели, вооружение и существенно изменялась конструкция вертолёта.

Ми-24А
Ми-24А

Первые образцы, получившие обозначение Ми-24А, внешне значительно отличались от того вертолёта, что мы привыкли сегодня видеть. Кабина представляла собой "веранду", где пилот и оператор вооружения размещались рядом друг с другом. Позже появилась модификация Ми-24Б, с новым вооружением, но в серию не пошла.

Лётчики жаловались на плохой обзор в кабине. К тому же, такое размещение снижало боевую живучесть машины. Поэтому, в 1971 году была полностью переработана носовая часть вертолёта. Теперь экипаж размещался тандемно. Также машина получила новые приборы наблюдения, а рулевой винт перенесли на другую сторону. Разработка комплекса вооружения "Штурм", под который и строился вертолёт, затягивалась. Поэтому, машина получила вооружение модификации Ми-24Б, а сама получила обозначение Ми-24В.

Наконец, в 1975 году вертолёт получил то вооружение, под которое создавался. А в 1976 году был официально принят на вооружение.

Конструкция

Вертолёт построен по одновинтовой схеме, с 5-лопастным несущим винтом и 3-лопастным рулевым. Пилоты размещены тандемно (оператор вооружения спереди). В состав экипажа входит бортовой техник, размещающийся в грузовом отделении. Лобовое остекление кабины оператора и пилота бронированное, боковое – нет.

Ми-24
Ми-24

В центре фюзеляжа находится грузовая кабина, в которой могут разместиться до 8 десантников.

Крылья, расположенные под уклоном вниз (к законцовкам), обеспечивают подъемную силу, которая значительно разгружает несущий винт. Шасси 3-стоечное, убирающееся.

  • Диаметр несущего винта: 17,3 м.
  • Длина: 17,5 м.
  • Максимальная взлётная масса: 11500 кг.

Для повышения живучести вертолёта все важнейшие системы управления дублированы. В герметичной кабине, с кондиционированием и очисткой воздуха, поддерживается избыточное давление.

В качестве двигателей на первые Ми-24 устанавливали 2 ТВЗ-117В, мощностью 2225 л.с. каждый.

  • Максимальная скорость: 320 км\ч.
  • Дальность полёта: 595 км.

Вооружение

Первые модификации оснащались 4-ствольным пулемётом ЯкБ-12,7, неуправляемыми ракетами, авиабомбами до 500 кг., управляемыми ракетами "Штурм".

К концу 70-х годов военные в полной мере освоили новую машину, после чего было определено направление для модернизаций.

В модификации Ми-24П ("Пушечный"), поступившей на вооружение в 1981 году, вертолёт получил 2-ствольную 30-мм. пушку ГШ-2-30к.

Афганистан

Опыт боевых действий кардинально модернизировал Ми-24, причём в кратчайшие сроки. Этот конфликт стал настоящим испытанием для вертолёта.

Ми-24
Ми-24

С появлением у моджахедов ПЗРК, Ми-24 оборудовали тепловыми ловушками и экранами для выхлопа. Для прикрытия пилотов дополнительно устанавливали бронестёкла. Вертолёт стал получать ночные прицелы, лазерные дальномеры, новые неуправляемые ракеты.

Ми-24 стал символом войны в Афганистане. При этом, работая в тяжелейших климатических условиях. Из-за разреженного воздуха и высоких температур вертолётам, с полной боевой загрузкой, приходилось совершать взлёт с коротких разбежек на носовом колесе.

В этом конфликте вертолёт совершил огромное количество боевых вылетов и все самые важные изменения были внесены лишь благодаря опыту, полученному в ходе Афганской войны.

Ми-24ВМ (Ми-35М)

Распад СССР погрузил авиационную промышленность в глубокий кризис. Серийное производство Ми-24 остановилось. Лишь во второй половине 90-х годов работы возобновились.

Ми-35
Ми-35

Сейчас Ростове-на-Дону продолжается серийное производство модификации Ми-24ВМ (Ми-35М). Вертолёт получил:

  • доработанные двигатели, мощностью 2500 л.с. каждый;
  • подвижную пушечную установку с 2-ствольной 23-мм. пушкой;
  • титановую втулку несущего винта;
  • комплекс бортового оборудования с ЖК экранами;
  • стеклопластиковые лопасти;
  • ИКС-образный рулевой винт;
  • гиростабилизированную оптикоэлектронную систему, с лазерным дальномером и тепловизором;
  • неубирающееся энергопоглощающее шасси;
  • сниженную массу и, как следствие, повышенную манёвренность.
Ми-35
Ми-35

Вооружение Ми-24ВМ (Ми-35М) унифицировано с другими российскими боевыми вертолётами. На 4 узлах подвески могут быть размещены:

  • противотанковые управляемые ракеты "Штурм" или "Атака";
  • неуправляемые ракеты С-13 и С-8;
  • управляемые ракеты "воздух-воздух";
  • пушечные контейнеры.

Ми-24 сохраняет репутацию одного из самых надежных и живучих ударных вертолётов в мире. По праву представляет собой грозного противника на поле боя.

Весь опыт, приобретённый вертолётом Ми-24 нашёл своё место в процессе создания Ми-28, которому мы посвятим отдельную статью.

Больше статей: Rheinmetall HX3 | Ка-52 "Аллигатор" | Крейсер "Пётр Великий" | AH-64D "Apache" | Военные багги США | БПЛА "Predator" | Военный квадроцикл АМ-1 | Kawasaki OH-1 "Ninja" | Ми-26 | Боевой робот "Уран-9" | Ford F-650 | V-22 "Osprey" | БМР "Вепрь" | БПЛА "Орион" | БПЛА "Bayraktar TB2" | Т-4 "Сотка" | Экраноплан "Лунь"

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!

До встречи на канале Милитари Клан!

#военная техника #оружие #бронетехника #вертолеты #авиация