Несостоятельность концепции ведения дальнего воздушного боя была признана в 60-е годы прошлого века. Конфликт во Вьетнаме показал, что исход столкновения в воздухе, чаще всего, решал ближний манёвренный бой.
Именно тогда начала формироваться принципиально новая концепция фронтовой авиации. Подробнее о трудностях её формирования мы останавливались в статье о Су-27.
Тактико-техническое задание на создание истребителей четвёртого поколения было сформулировано в 1971 году. Для успешного решения боевых задач, новый самолет должен был качественно отличаться от имеющихся машин.
Приоритетами стали: маневренность, новое бортовое оборудование и современные средства поражения. Кроме того, необходимо было максимально автоматизировать ведение скоротечного ближнего боя.
В процессе конкурса, в котором участвовали проекты Су-27 и Миг-29, программа разделилась на два направления. В результате чего обе машины смогли занять свои ниши. Су-27 стал разрабатываться, как тяжелый истребитель, с большим радиусом действия. А Миг-29 – как более массовый, лёгкий, с небольшой дальностью полёта.
Похожая ситуация произошла и в США, где, к тому времени, были созданы тяжелый F-15 и лёгкий F-16.
Миг-29, как и Су-27, был принципиально новым во всём. Первые лётные испытания Миг-29 начались в 1977 году, а в 1983 году первые серийные истребители начали поступать в ВВС.
Конструкция
Предпочтение отдали новой, по тем временам, интегральной компоновке. Крыло, при такой схеме, плавно перетекает в фюзеляж, образуя с ним единый несущий элемент. Такое решения значительно повысило маневренные характеристики машины. В конструкции советского истребителя впервые начали использовать углепластик.
- Длина: 17,3 м.
- Размах крыла: 11,3 м.
- Высота: 4,7 м.
Крыло имеет 42-градусную стреловидность по передней кромке. Горизонтальное оперение цельноповоротное. Два киля обеспечивают лучшую устойчивость на больших скоростях.
Машиностроительный завод имени Климова (ныне АО "ОДК-Климов") специально для Миг-29 разработал новую силовую установку. Для повышения живучести истребитель оборудовали двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой РД-33, каждый из которых имел тягу – 8300 кгс (на форсаже).
- Максимальная скорость: 2450 км\ч.
- Дальность полёта: 1430 км.
- Практический потолок: 18 000 м.
РД-33 обеспечивает для Миг-29 тяговооруженность больше единицы и считался одним из лучших в мире. За его разработку конструкторы награждены Государственной премией СССР.
Двигатели устанавливались в отдельных мотогондолах и на расстоянии друг от друга. Такое решение также призвано повысить живучесть самолета.
F-16 оснащается одним двигателем.
Два раздельных воздухозаборника установлены под фюзеляжем. Внутри каждого из них установлен подвижный клин, который автоматически обеспечивает подачу необходимого количества воздуха в различных режимах полета.
При движении по полосе, воздухозаборники закрываются, что защищает двигатель от попадания посторонних предметов. В этот момент, забор воздуха происходит через открывающиеся "жабры", расположенные на верхней плоскости наплыва крыла на фюзеляж.
Вооружение и бортовое оборудование
Миг-29 оснащён одноствольной 30-мм. авиационной пушкой ГШ-301, боекомплект которой рассчитан на 150 выстрелов.
На 6 узлах подвески может размещаться большой список ракетного и бомбового вооружения, соответствующий вооружению Су-27. Преимущественно это управляемые ракеты, класса "воздух-воздух".
В доступное вооружение входят:
- управляемая ракета ближнего боя Р-73
- управляемая ракета средней дальности Р-27
- 250 и 500 кг. авиабомбы
- блоки неуправляемых 80-мм. ракет
Бортовая РЛС способна обнаруживать и сопровождать до 10 целей на расстоянии до 60 км. Квантовая оптико-локационная станция, с теплопеленгатором, осуществляет обнаружение по тепловому излучению, измеряя дальность до цели с помощью лазерного дальномера.
Для Миг-29 разработана система нашлемного целеуказания, предназначенная для ближнего боя. В последующих модификациях самолет получил системы радиоэлектронного противодействия.
Пилоты отмечают то, что Миг-29 позволяет выполнять любой манёвр, который они пожелают, выходя на большие углы атаки. Является простым в управлении и имеет малый радиус разворота. Кроме того, положительно отзываются об эргономике в кабине и простоте управления.
Больше статей: Су-75 "Чекмейт" | Су-57 | Су-27 | Ту-160 "Белый лебедь" | F-22 "Raptor" | F-35 "Lightning II" | F-15 "Eagle" | B-1B "Lancer" | "Rafale" | J-20 | XB-70 "Валькирия" | Ту-22 | Су-47 "Беркут" | МиГ-21 | Saab JAS 39 | F-16 | Су-25 | Т-4 "Сотка" | А-10 "Тандерболт 2"
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Милитари Клан!