Найти в Дзене
com-drive

10 древних «пожарок», которые больше нельзя увидеть в Минске

Главным «шоу» Беларуси, где можно было полюбоваться на ходовые старинные автомобили на протяжении многих лет, был парад техники, приуроченный к «Дню пожарной службы». В середине лета парадная колонна проходит по центральной улице Минска, собирая огромное количество желающих увидеть красно-белые раритеты, озаряемые всполохами мигалок.

Самый грандиозный парад состоялся в 2018 году на праздновании 165-летия белорусских пожарных. Тогда в столицу были пригнаны ретро-автомобили со всей Республики, в том числе и те, которых раньше в Минске не было. Однако мало кто заметил, что среди участников мероприятия не было некоторых редких машин, которые когда-то присутствовали в торжественном строю. Предлагаем вспомнить о них.

2008 год
2008 год

Самым ярким ретро-автомобилем всех парадов долгое время оставался Ford C-8000 Superior Fire-Truck Pump/tank 1050/500 из Могилева. Представитель «классических» пожарных «американцев», какими их у нас представляют, на самом деле попал в Беларусь из Канады в середине 90-х.

Засветившись в парадных колоннах еще в середине «нулевых», автомобиль присутствовал в них до 2013 года. Что стало с машиной в дальнейшем – неизвестно.

2008 год
2008 год

Немного позднее на параде засветился еще один Ford. Это была пожарная машина на базе капотного Ford L9000 с 12-литровым дизелем под капотом и «автоматом». Выпущенная в 1974 году, она исправно несла службу в Канаде и в Беларусь попала в 1996-м. Причем, автомобилей было два с различными надстройками.

Последнее фото с парада датируется 2013 годом. Печально, но в сети есть информация от 2016 года, из которой следует, что машины были списаны и проданы.

2013 год
2013 год

Несколько лет принимали участие в мероприятиях и парочка ретро-автомобилей из Полоцка. Оба автомобиля попали в этот белорусский городок из немецкого города-побратима Фридрихсхафен, где до этого несли службу. Подобной «гуманитарки» в Беларусь 90-х приходило достаточно много.

Автолестница, базирующаяся на шасси Magirus-Deutz 150D 10F, нашими огнеборцами была названа на современный лад АЛ-30. На самом деле и носитель, и надстройка были изготовлены в городе Ульм в далеком 1967 году.

2008 год
2008 год

Второй автомобиль еще старше. Автоцистерна на шасси Magirus-Deutz 150D 10F TLF16 была выпущена в 1966 году. Являясь своего рода символом пожарных автомобилей в Германии, у нас она стала примером того, как нужно строить спецтехнику, чтобы она работала по полвека.

Последний раз «АЛ-30» была замечена в Полоцке лет пять назад. А что с машинами теперь – загадка.

2013 год
2013 год

В конце 1990-х на параде мелькал Mercedes-Benz с надстройкой Rosenbauer. Машина числилась за спасательным отрядом Минска. И на тот момент была чем-то похожа на космолет, потому как работала бок о бок с ЗИЛами и КамАЗами.

Вот только странная вещь - след того «немца» потерялся, а «сто тридцатые» до сих пор стоят на службе в огромных количествах.

1999 год
1999 год

Еще одна относительно новая участница парадов – 50-метровая автолестница Magirus DLK 50 на шасси IVECO TurboTech 260-34. Ну, как «новая» - закупка этих автомобилей осуществлялась во времена Советского Союза. Так что к концу 1990-х, когда она каталась в парадном строю, годиков ей было прилично.

1999 год
1999 год

Своего рода «флагманом» минских пожарных машин в Советском Союзе был 30-метровый подъемник Bronto 330 на финском шасси Sisu. СССР накануне Олимпиады-80 закупил партию таких машин, которые в итоге разошлись по крупным городам страны. Минский экземпляр еще долго после развала Союза нес службу и участвовал в парадах.

Но к середине «нулевых» машина перестала появляться на мероприятии. В 2017 году она вроде как все еще числилась в резерве. А что с ней теперь – неясно.

2000 год
2000 год

Впрочем, парад покидали не только иномарки. Например, в 1999 году среди прочих в параде участвовал штабной автобус на базе ПАЗ-672М. Колоритная машина с большим прожектором и раструбами громкоговорителей на крыше неплохо разбавляла стройные ряды грузовиков. Увы, от нее не осталось и следа…

1999 год
1999 год

Когда в 2014 году в парадной колонне вдруг не оказалось ни одного раритета с импортными корнями, никто особо не встревожился. Машины ежегодно менялись, и на место одной древности приходила не менее интересная другая. Это уже потом стало понятно, что старых «иностранцев» в парадах больше не будет.

А вслед за импортом стали исчезать и отечественные машины. Ярким примером стал автомобиль для перевозки рукавов АР-2(157К)121 на шасси ЗИЛ-157К. В принципе, к нему должен был прилагаться «напарник» в виде перекачивающей станции ПНС-100 (157К)-66 на том же шасси, но и в одиночку он смотрелся интересно. Машина лет десять исправно красовалась на параде, но в затем ее место в колонне занял более современный аналог на шасси ЗИЛ-131. А где теперь «Колун» -вопрос. Может, радует публику по месту прописки, в Крупках?

2008 год
2008 год

Несколько лет украшал парад достаточно редкий автомобиль газоводяного тушения АГВТ-150(4320)-168А на шасси Урал-4320. Машина со здоровенной «пушкой» в виде турбореактивного двигателя неизменно вызывала удивление у зрителей. Как в итоге сложилась ее судьба, нам неизвестно.

2008 год
2008 год

На самом деле, все еще есть надежда, что не все из вышеперечисленных автомобилей канули в Лету. Многие «местечковые» пожарные части бережно хранят свои раритеты, выкатывая их из депо по праздникам. В том же Логойске, до которого от Минска километров тридцать, в этом году можно было увидеть автоцистерну на базе Mercedes-Benz L 1113 родом из 1970-х в отличном состоянии. Не все потеряно?..

Авто
5,66 млн интересуются