Найти тему
АвТОгус

Автобус "Прогресс" из ГДР о котором никто не помнит. Или как для Советской армии немцы машины делали.

Написать об этом автобусе я решил лишь потому, что читатель Валерий Говорунов, комментируя статью об автобусе 38АС или как его еще называли "Фантомас", вспомнил еще об одной довольно редкой машине с именем "Прогресс". Вот ссылка -

https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/pochemu-gaz-66-shishiga-avtobusom-stal-ili-zagadochnaia-mashina-iz-filma-potomu-chto-liubliu-6102c96b5fdf8305ff2fd1e2

Интересно, что сведений и более или менее достоверной информации об автобусе, который производили в ГДР почти нет. Единственный вариант штабного автобуса с тремя осями можно увидеть в Тольятти в экспозиции технического музея. Но там стоит машина "Прогресс 7". А были ли другие? И что это за завод такой?

Прогресс 7
Прогресс 7

Я облазал кучу сайтов пока не наткнулся на группы в социальных сетях, где участники делились воспоминаниями о своей жизни в ГДР в ГСВГ(Группе советских войск в Германии). Именно там я нашел информацию о том, что 53 Авторемонтный завод фактически начал свою работу еще летом 1945 года. Но первоначально он занимался ремонтом техники. Позднее его переименовали в завод "Прогресс". Располагался он в деревне Цезен на окраине Кёнигс-Вустерхаузена.По слухам первый автобус получивший название "Прогресс-1" выпустили уже в 1947 году. Но вот точных сведений о нем нет никаких. Кто-то утверждает, что это была машина построенная на базе ЗИС-5, а кто-то, что на раме Studebaker US6. Конечно назвать ее полноценным автобусом было нельзя, ведь вместо кузова на раму был поставлен обычный бокс в котором разместили сидения. К середине 50-х годов появилась новая модификация машины "Прогресс-5" .

-2

Был ли автобус с именем "2", "3" и "4" выяснить мне не удалось. Однако по фотографиям можно понять, что "пятерка" уже базировалась на агрегатах ГАЗ 51. И является почти точной копией ГЗА 651(он больше известен как ПАЗ 651). Их еще называли "коробочка" и производили в Павлово(ПАЗ), в Кургане(КАвЗ), в Тарту (Эстония), в Щёкино и Скуратово (Тульская область), в Киеве, в Семёнове (Горьковская область), в Тосно (Ленинградская область), в Каунасе (Литва), в Апшеронске (Краснодарский край). Но при этом упоминания и имени "Прогресс" вы почти нигде не найдете. В отличие от вышеперечисленных моделей немецкий автобус имел не опускающиеся боковые стекла салона, а форточки. Да и состоящее из четырех половинок лобовое стекло было более покатым. Изначально машины предназначались лишь для перевозки детей в школы и офицеров. Позднее появились и более "продвинутые" версии. Так «Прогресс-6» судя по всему был построен на на шасси ГАЗ-63. А значит это была полноприводная модель. А вот «Прогресс-7» так и назывался штабной комплект. Судя по наличию трех осей в качестве донора использовали ЗиЛ-157. А вот прицеп, опять же со слов представителей группы ЗГВ, строился на шасси прицепа МАЗ-7204. Более поздний вариант "Прогресс-9" собирали уже на базе ЗиЛ-157К.

Но самое интересное заключалось в том, что на предприятии работали как советские граждане, так и немцы. При этом, опять же по слухам, утверждать что-то я не могу, вся проектная документация тоже была на немецком. Качество было отменным. Педантичные представители ГДР явно не халтурили.

Прогресс 30
Прогресс 30

"Прогресс 8" и "Прогресс 12" автобусы почти одинаковые. Они имели вагонную компоновку и отличались друг от друга лишь деталями. И конечно же базой. Есть для "восьмерки" использовали раму от ГАЗ-51, то у более нового "двенадцатого" основой стал ГАЗ-53.

К середине 70-х годов неожиданно появилась модель "Прогресс-30". С чем же была связана такая резкая смена индексов? Машину вроде бы спроектировали немецкие инженеры, а в честь 30-и летия завода прогресс присвоили ей индекс "30". Шасси(ГАЗ-53) оставили старым, а вот кузов был сделан совершенно новый.

Прогресс 30. Это кадры из фильма про посещения солдатами ЗГВ музеев в ГДР
Прогресс 30. Это кадры из фильма про посещения солдатами ЗГВ музеев в ГДР

Были и модели с индексами "30", "35" и даже "40" но количество выпущенной техники как правило не превышало 5 единиц.

Проходная завода "Прогресс"
Проходная завода "Прогресс"

В 1991 году вся техника из ГСВГ(Группы советских войск в Германии)была вроде вывезена в Россию. Но вот тогда странно почему в "живых" не осталось почти ни одной машины. Единственный экземпляр, да и тот в ужасном состоянии есть, как я писал в самом начале в Тольятти. Он тихо ржавеет под открытым небом.

Если кто-то знает больше, пишите. Будет интересно. Спасибо!