Реализация одного из самых грандиозных инфраструктурных проектов Европы, похоже, опять откладывается. В июле 2021 года, согласно сообщениям российских СМИ, власти Эстонии заявили, что отказываются от дальнейшего участия в проекте самого протяженного транспортного тоннеля в мире между Таллином и Хельсинки, ссылаясь в первую очередь на неподъемную для бюджета страны сумму.
Строительство объекта оценивается в €20 млрд, хотя, по некоторым оценкам, можно уложиться и в €15 млрд. В любом случае, как заявили в Министерстве экономики и инфраструктуры Эстонии, затраты сопоставимы с годовым бюджетом страны. К тому же, это большие деньги и для Финляндии, и для ЕС. Но основная проблема не столько в цене проекта, сколько в его окупаемости. А последнее до сих пор вызывает вопросы, что влияет и на привлечение частных инвестиций.
Проект не первого года
Идею проложить железную дорогу между двумя странами по дну Финского залива активно обсуждают более десяти лет. В конце 2000-х определенных договоренностей в этом направлении достигли мэры обеих столиц, однако в профильных ведомствах их не поддержали, и денег на проведение предварительных работ выделено не было.
Тогда инициаторы проекта подали заявку в Евросоюз, рассчитывая на финансирование разработки ТЭО, но и в этом случае получили отказ. Однако надежд не теряли, продолжая поиск средств и поддержки этой грандиозной задумки в разных кругах.
В 2016 году вопрос строительства железнодорожного тоннеля обсуждался на встрече президентов Финляндии и Эстонии. Главы государств выразили заинтересованность в совместном проекте. А за год до этого, наконец, было разработано предварительное технико-экономическое обоснование.
Несбывшиеся ожидания
За последние пять лет появлялась самая разная информация относительно источников финансирования. В частности, сообщалось, что объект построят на деньги китайских инвесторов, а поезда пойдут под водой уже в 2024 году. Но средств в итоге не было выделено даже на комплексное проведение экологической экспертизы для определения возможного воздействия строительства и эксплуатации тоннеля на окружающую среду. Не представили и детальных экономических расчетов; а те цифры, которые озвучивались инициаторами идеи, как отмечали эстонские власти, вызывали серьезные сомнения.
Хотя и были заключены некоторые договоренности, как между странами, так и с отдельными компаниями, все они носили условный характер, без конкретных обязательств. Например, в апреле 2021 года Меморандум о намерениях подписали министры двух стран — экономики Эстонии и транспорта Финляндии. Но тоннель был лишь одним из пунктов в документе, предполагающим продвижение совместных крупных проектов. К тому же договор действует до 2030 года с автоматическим продлением еще на десять лет, если стороны не решат выйти из проекта.
Однако уже через несколько месяцев после встречи министров профильное эстонское ведомство отклонило ходатайство о проведении ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду), а позже, по сообщениям ряда российских СМИ, страна и вовсе объявила о том, что не будет в дальнейшем участвовать в проекте. Не исключено, что к обсуждению этой темы еще вернутся; но, учитывая техническую сложность и дороговизну проекта с сомнительной окупаемостью, вряд ли в ближайшие пару десятилетий в Финском заливе на свет появится самый протяженный в мире железнодорожный тоннель.
Длиннее всех
Напомним, проект предполагает строительство сооружения протяженностью около 80 км, большая часть которого пройдет под водой, на некоторых участках на глубине до 200 м. Предполагалось проложить две линии — для грузовых и пассажирских поездов. Первые будут двигаться со скоростью 120 км/ч, вторые — 200 км/ч. А годовой пассажиропоток составит 12 млн человек.
Также предусмотрено возведение искусственного острова площадью 60 тыс. кв. м, где должна появиться ветряная электростанция. Но все эти цифры, включая и длину тоннеля, носят ориентировочный характер, так как окончательных расчетов сделано не было, к тому же существует несколько возможных вариантов маршрута.
Сегодня самым длинным в мире транспортным тоннелем является объект метрополитена в Гуанчжоу (КНР) — 58 км. Менее тысячи метров ему уступают Готардский базисный тоннель (Швейцария) и 10-я линия Пекинского метрополитена — 57 км.
Читайте: Самый протяженный городской тоннель Европы: затягивание сроков, бюрократия и проблемы со сдачей