УСЛОВИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ
Микроклимат кабины автомобиля
Микроклимат кабины — это температура воздуха в кабине, его влажность и давление.
Температура воздуха в кабине зависит в основном от температуры наружного воздуха и от тепла, выделяемого двигателем. Еще один фактор, оказывающий влияние на температуру в кабине, это окраска автомобиля. Если кузов, панели, обивка, органы управления окрашены в светлые тона, то при стоянке автомобиля на солнце эти элементы нагреваются меньше, чем такие же элементы, окрашенные в темный цвет. При движении, однако, эта разница уменьшается. Слегка затемненные стекла кабины задерживают до 40–60 % лучей, проходящих через прозрачное стекло.
При температуре в кабине автомобиля выше 25 °C водитель быстрее утомляется, снижается его внимание и увеличивается время его реакции. При дальнейшем повышении температуры (до 35 °C) умственная деятельность его ухудшается, еще больше увеличивается время реакции, появляются ошибки.
Пониженная температура воздуха также отрицательно влияет на работу водителя, на быстроту и точность движений, отсюда — больше ошибок.
По данным большинства авторов, температура воздуха в кабине автомобилей должна быть в пределах: зимой 15–25 °C, летом 18–27 °C.
Воздух — друг или враг? Воздух в кабине автомобиля может содержать пары топлива и вредные примеси отработавших газов, среди которых наиболее опасна окись углерода (СО), или угарный газ. Окись углерода в составе отработавших газов попадает через щели в кабину автомобиля. В воздухе кабины изношенного автомобиля концентрация окиси углерода значительно повышается, особенно зимой, когда окна кабины закрыты. При пробеге автомобилей более 100 тыс. км поршневая группа двигателя значительно изнашивается. В результате этого отработавшие газы попадают в картер двигателя и через маслоналивную горловину проникают в подкапотное пространство, а оттуда — в кабину.
Содержание в воздухе кабины водителя отработавших газов связано со скоростью движения автомобиля, чем выше скорость, тем меньше концентрация отработавших газов, что объясняется повышением воздухообмена в кабине автомобиля и быстрым встречным потоком воздуха отработавших газов при выходе их из глушителя.
Оптимальное содержание отработавших газов — не более 10 мг/м3. Наибольшее же количество вредных примесей, в том числе и СО, образуется при работе двигателя на холостом ходу. В этом случае концентрация СО в кабине автомобиля увеличивается в несколько раз.
Как же нащупать «отраву»? Степень и признаки отравления человека чрезвычайно разнообразны. Они зависят от концентрации СО в воздухе и продолжительности воздействия ее на организм. Обычно отравление развивается относительно медленно. При легкой степени отравления вначале возникают общая слабость, головная боль, потемнение в глазах» понижение слуха, при физической нагрузке — головокружение. В дальнейшем развивается состояние возбуждения, напоминающее алкогольное опьянение. В тяжелых случаях наблюдаются резкая мышечная слабость, ослабление сознания, сонливость, тошнота и рвота.
Минимум отработавших газов. Основными направлениями в борьбе с отравлением воздуха отработавшими газами являются: улучшение рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания, в результате чего снижается токсичность отработавших газов; тщательная регулировка двигателя (правильно отрегулированный двигатель выделяет примерно в 10 раз меньше окиси углерода, чем неотрегулированный); тщательная установка резиновых прокладок, закрывающих отверстия в полу кабины; повышение эффективности системы отопления и вентиляции кабины (вентиляцию необходимо использовать даже при низкой температуре воздуха).
Помните, что содержание окиси углерода в отработавших газах увеличивается при режиме холостого хода и особенно резко при неисправном двигателе. Очень опасно пребывание в помещении, в котором находится автомобиль с работающим двигателем, а также сон или длительных отдых в кабине автомобиля во время работы двигателя.
Не возите канистры с бензином под сиденьем. При неисправности системы питания в кабину автомобиля проникают пары бензина, которые могут вызвать острое или хроническое отравление водителя (рис. 18). Острое отравление происходит при вдыхании воздуха, содержащего значительное количество паров бензина. Хроническое отравление наступает чаще при длительном воздействии на организм малых концентраций паров бензина. Проявляется оно в повышенной раздражительности, головокружении и ослаблении сердечной деятельности. Предельно допустимое содержание паров бензина 100 мг/м3 воздуха в кабине.
Чем лучше, тем хуже. Вообще вдыхание паров любого бензина здоровья не прибавляет. Но особенно опасно отравление парами этилированного бензина, который для автомобиля лучше, а для здоровья водителя хуже. Легкое отравление, возникает минут через 15 при концентрации паров этилированного бензина 0,03—0,07 %. (Кстати, человек вообще начинает ощущать запах паров бензина, когда их содержание в воздухе превышает 0,03 %.)
При таком легком отравлении появляются головная боль, раздражение носоглотки, кашель и некоторая потеря устойчивости при движении, расстройство сна, ухудшение аппетита, повышенная потливость и общая слабость. Пострадавший вначале приходит в возбужденное состояние и легко раздражается. На свежем воздухе эти явления спустя некоторое время проходят.
Если количество паров этилированного бензина в воздухе 1,1–2,2 %, то отравление наступает уже через 3 мин, а при более высокой концентрации может наступить вообще после 10–12 вдохов. Для того чтобы избежать отравления парами бензина, следует систематически проверять состояние системы питания двигателя.
Нужен ли вентилятор? Хорошая вентиляция — одно из самых простых средств; при помощи которых вы можете обеспечить высокую работоспособность и уменьшить усталость. К сожалению, некоторые водители этого не знают, а многие забывают. Эффективная вентиляция не только удаляет из кабины автомобиля вредные газы и пары бензина, к которым водители быстро привыкают и перестают их чувствовать. Очень важно и то, что проветривание обогащает воздух кабины кислородом и, следовательно, отдаляет момент усталости водителя.
Шум. В автомобиле водителя постоянно сопровождает один неприятный и даже опасный спутник (рис. 19) — шум. Шум оказывает отрицательное воздействие непосредственно на слуховые органы человека и вызывает нарушение высшей нервной деятельности. Под влиянием шума удлиняется скрытый период двигательной реакции. Влияние шума проявляется в снижении устойчивости ясного видения, в ослаблении сумеречного зрения, в нарушении координации движений, функции вестибулярного аппарата и в наступлении преждевременного утомления. Реагирует на шум и сердечно-сосудистая система: изменяется ритм сокращения сердца (тахикардия), расширяются или сужаются сосуды, что ведет вначале к сосудистой дистонии, а затем — к гипертонии. Шум воздействует также и на дыхание (меняется его ритм), под влиянием шума довольно часто возникают и нарушения пищеварения.
Чем выше частота звука, тем более его утомляющее действие.
Звуки с частотой 2–4 кГц оказывают утомляющее действие при 80 дБА (шум останавливающегося поезда метро), а когда интенсивность звука достигает 90 дБА (рев двигателя стоящего рядом МАЗа), утомление наступает и при отсутствии высоких частот. Считают, что под действием интенсивного шума производительность труда может снизиться до 17 % и что шум может быть причиной ошибок в управлении автомобилем, быстрой утомляемости и депрессии.
Можно ли из кабины сделать сурдокамеру? Водителя нельзя полностью изолировать от звуков, возникающих вне кабины, так как он должен воспринимать звуковые сигналы обгоняющих автомобилей, шум работы двигателя своего автомобиля и другие внешние шумы, необходимые для ориентировки и оценки дорожной обстановки. Но снизить лишний уровень шума можно и нужно.
Исследователи рекомендуют следующие защитные мероприятия по снижению шума при управлении автомобилем: звукопоглощающую обивку под капотом двигателя (надо заметить, что она, кроме поглощения шума двигателя, амортизирует вибрацию капота); внутреннюю обивку (эффективно поглощает шум, особенно, если под обивкой расположены подушки); звукопоглощающий материал на потолке кузова (амортизирует вибрацию крыши и поглощает издаваемый ею шум); плотные прокладки, расположенные на внутренней поверхности крыльев (хорошо глушат дорожный шум); звукопоглощающий материал на металлических покрытиях (крышка багажника); резиновые прокладки на раме.
Автомобиль, движущийся по дороге с неровной поверхностью, испытывает колебания различной амплитуды и частоты. Колебания с частотой 16–18 Гц воспринимаются человеком не изолированно одно от другого, а слитно, как вибрация. Источники вибрации в автомобиле те же, что и шума. Вибрация растет с увеличением скорости движения автомобиля, с ухудшением дороги, а также с уменьшением полезной нагрузки.
Воздействие на человека вибраций определяется их местом приложения, направлением, амплитудой и частотой. Под действием вибраций ухудшается зрительное восприятие, снижается внимание, замедляются реакции, понижается точность действий. Длительное воздействие на человека вибраций вызывает утомление, головную боль. Чаще влиянию вибраций подвергаются водители тяжелых грузовых автомобилей. В комбинации с шумом отрицательное влияние вибраций на организм значительно усиливается.
Одежда и обувь
Не мода, а удобство. У каждого человека существует свое мнение об одежде для пляжа, дома, ресторана. И, естественно, в чем вы ходите, в том садитесь и в автомобиль. Последите за тем, как иногда вы «ворочаетесь» на сиденье в течение всей поездки. А ведь это зависит во многом от одежды. Необходимо, чтобы ткани одежды имели достаточную воздухопроницаемость, были мягкими, эластичными, не вызывали бы раздражения кожи и обеспечивали бы необходимый обмен влаги между телом и окружающей средой.
В зимнее время температура воздуха в кабине может меняться при нарушении ее герметичности и при открывании дверцы. Покидая кабину, вы подвергаетесь влиянию резкого изменения температуры воздуха, воздействию холодного ветра или дождя. Однако чрезмерно теплая одежда (рис. 20) в этих случаях отнюдь не защита.
Она вызывает повышенную потливость, что может привести к простудным заболеваниям, когда вы разгоряченный и потный выйдете из кабины.
Летом температура воздуха в кабине автомобиля может повышаться до 30 °C и более. Основными требованиями к рабочей одежде водителя являются в жаркое время года воздухопроницаемость и светлый цвет, поскольку способность поглощения солнечных лучей тканями зависит не столько от качества материала, сколько от его цвета.
В южных районах страны в жаркое время года нерационально обнажаться до пояса, как это делают многие водители в попытке ослабить изнуряющее действие жары. В этом случае пот стекает, не задерживаясь на теле, и водитель лишается охлаждающего влияния испарения пота. Поэтому в жаркое время целесообразно надевать хлопчатобумажную сетку, которая впитывает пот, способствует испарению его и, следовательно, охлаждению тела.
Водительские мокасины. В последнее время обуви водителей уделяется все большее и большее внимание. Некоторые исследователи установили, что фасон обуви значительно влияет на безопасность движения. И женские и мужские туфли с относительно высокими каблуками при наличии мягкого резинового коврика на полу кабины снижают надежность торможения более чем в 2 раза.
При подборе обуви необходимо учитывать следующее: обувь должна быть с жесткой нескользящей подошвой, с широким, невысоким (не более 2–3 см) каблуком. Совершенно непригодны в качестве рабочей обуви в летнее время тапочки. Они плохо защищают ноги от механических повреждений, быстро изнашиваются, неплотно облегают стопу, что отрицательно сказывается на работе с педалями управления и приводит к ошибкам. Кроме того, от тапочек быстро утомляются мышцы стопы. Непригодна для работы и резиновая обувь (кеды и др.), так как в ней нарушается вентиляция стопы и повышается ее потливость.
Зимой нерациональна обувь из поливинилхлоридных материалов, так как вне кабины при низких температурах такая обувь быстрее становится грубой, жесткой, после чего некоторое время затрудняет работу. В любое время года необходимо пользоваться носками, лучше хлопчатобумажными, так как эластичные носки, ввиду их малой гигроскопичности, не впитывают пот и плохо предохраняют ноги от охлаждения в холодное время года.
Для безопасности самое главное в обуви подошва и мыски, которые не должны цепляться за педали и другие предметы. Ширина ботинок или туфель должна быть такова, чтобы при молниеносном переносе ноги с пола на педаль или с педали на педаль они также не цеплялись бы рантом или слишком узким и длинным мыском за педали, выступы в кабине или кузове автомобиля и за коврик.
Из подручных, вернее «подножных», средств лучше всего для водителя спортивные туфли с подошвой типа «танкетка» (без каблука). В качестве материала подошв таких туфель используют микропористую резину.
Женщинам-водителям желательно иметь туфли мужского фасона или во всяком случае никогда не класть на пол мягких ковриков, чтобы сберечь свои модные туфли.
Сейчас выпускаются автомобильные мокасины, которые очень легки и удобны. Подошва сделана таким образом, чтобы нога чувствовала педаль и в то же время ей не было бы больно. «Протектор» такой обуви обладает «педалезацепками» и «педалеприсосками», которые не дают возможности соскочить им с педали, как бы вы не поставили ногу. Но самым примечательным у этих туфель является каблук. Он не мешает водителю переставлять ногу при коврике любой мягкости. Такой каблук не имеет резко очерченной грани в месте касания с опорной поверхностью, что позволяет располагать ногу очень удобно, а стопу под любым углом к педалям. Ноге при этом обеспечивается большая устойчивость, а это немаловажный фактор для безопасности движения.
Питание
Не хлебом единым. Для водителя правильно организованное питание имеет особо важное значение, так как при нарушении режима питания (рис. 21) нарушается психическая деятельность человека и быстро нарастает утомление. Организация питания зависит от особенностей труда водителя, который обычно лишен возможности питаться в столовой своего предприятия и вынужден пользоваться столовыми в пути, часто не выдерживая привычное время приема пищи.