Небольшая преамбула. Как я дошел до постройки чоппера на хардтейле в стиле «Frisco».
Изначально, я был равнодушен к чопперам. Да и что в наше время люди подразумевает под чоппером (По крайней мере те кто, знают что такое чоппер и что такое круизер).
Как правило в голове вырисовывается такая картина: огромное заднее колесо и лютая стилизация, зализанные баки с интегрированными черепами, гладкая как у спортбайка резина, обилие хрома и т.д.
Ну то есть, обычные шоу-стопперы, которые мы часто наблюдаем на выставках.
Либо другая сторона медали, классический чоппер из фильма изи райдер. Высокий руль, длинная вилка с измененным углом наклона и вынесенные вперед подножки.
Но как-то раз, просматривая ролике на ютубе, я наткнулся на интересный экземпляр, это был мотоцикл на раме хардтейл, с движком если я не ошибаюсь от Yamaha XS 650, с какого-то японского кастомного фестиваля. И это был чоппер, но абсолютно другой, узкое заднее колесо, компактный бак, не типичная для чоппера вилка и руль. Сам ролик назывался обзор боббера, и какой-то хороший человек в комментариях написал: «Вообще-то это далеко не боббер, это фриско чоппер» Ну и понеслось. Я начала копать тему, а идея постройки такой штуки, плотно засела в мою голову.
На просторах рунета, информации нет прям совсем, поэтому я решил этот пробел заполнить своей дилетантской статьёй. Поделюсь с вами тем, что мне удалось по крупицам собрать на американских форумах, сайтах и из интервью самих родоначальников стиля.
И так, как же всё начиналось. А начиналось всё, как и многие хорошие штуки, в Калифорнии в 60-х годах. А если поточнее, то в городе Сан-Франциско (отсюда и название стиля San-Francisco), местный чаптер клуба Hells Angels начал адаптировать свои мотоциклы, для езды именно по Сан-Франциско и окрестностям. Классический чоппер с длинной вилкой и вынесенными вперед подножками (forward control) был хорошей штукой чтобы проехать кучу миль по трассе, но для холмистого города с узкими улицами и нагруженным траффиком, он подходил едва ли.
Как говорит один из членов мотоклуба в одном из интервью. «Тогда, нам нужны были мотоциклы, которые позволили бы нам быстро приехать в какое-нибудь место на холме, разбить кому-нибудь лицо и так же быстро оттуда уехать, пока не приедут копы». Поэтому основой стиля Фриско была практичность, если можно так сказать. Так в чём же она заключалась.
Ну во первых «Less the best». То есть с байков снималось всё не нужное, как и в классическом чопперо/бобберо-строении. Поворотники, кофры, пульты и т.д.
Мотоциклы делались максимально узкими, чтобы можно было легко проезжать между машин, не задевая их. Узкий бак от спортстера, узкий руль, никаких широких колес или вынесенных поворотников.
Хоть многие и удлиняли вилки и изменяли угол наклона, эти изменения не были экстремальными. С длинной вилкой, было очень тяжело развернуться на узкой улице или холме Сан-Франциско. А для повышения клириенса использовали переднее 21-ти дюймовое колесо.
Следующим техническим отличием от классических чопперов тех годов, была замена «форвардов» (подножки вынесенные вперед) на «мидлы» (стандартное размещение подножек). Подножки стали делать как на классических мотоциклах, с ними управляемость была гораздо проще. Так же некоторые делали High-middle control. То есть подножки были посередине, но при этом подняты вверх, чтобы не цеплять при поворотах. такой стиль сейчас очень заходит японцам.
Двигаемся дальше, как я ранее упомянул, на фриско-чопперы ставили узкие и компактные баки от спортстера. При этом, в баке заваривался тоннель, чтобы увеличить его объем, а прикручивался бак прямо на спинку рамы. При этом бак получался задранным вверх, и чтобы не терять из-за этого угла драгоценную половину галлона топлива, бак модифировали, горловину переносили в самое высокое место, а бензокран, наоборот в самое низкое.
На чопперы, вернулись передние тормоза, как парни из Ангелов Ада рассказывали в интервью, после нескольких серьёзных инцидентов, было решено, что для комфортной езды по забитым улицам Сан-Франциско, только заднего тормоза не хватает.
С рулями свободы выбора появилось побольше. Руль должен быть узким и с хорошей управляемостью. Драг бары, z-бары, t-бары, narrow bunny ears и bunny ears.
Еще одна забавная деталь, Сан-Франциско действительно очень холмистый город и многие дороги там с серьезном углом наклона, так что ребятам с длинными выхлопами частенько приходилось чиркать ими об асфальт при разворотах подъеме, так что трубы пришлось так же загнуть вверх.
Наверно это все ключевые особенности которые можно выделить. На вопрос, а были ли Фриско чопперы на хардтейлах, создатели стиля отвечают так: «Конечно, это же чопперы, что за чопперы без хардтейлов)»
А что сейчас? Умер ли стиль? Не умер, но и популярностью особой не пользуется, хотя и тогда был скорее региональной особенностью окрестностей Сан-Франциско. Но судя по инстаграмму, появляется всё больше и больше энтузиастов, которым этот стиль нравится и они его потихоньку возрождают.
Обычно за основу берется «железный» Sportster (до 2004 года), переваривается на hardtail раму, конвертируется на цепной привод, усаживается на ретро резину Avon Safety Millage / Speedmaster, Shinko e270 или Firestone Deluxe Champion, ну а дальше всё по канонам стиля, которые я описал выше.
Так же в этом стиле делают мотоциклы из старых триумфов и японцев. Но как по мне, это немного другая тема, поэтому сильно вдаваться в это я не буду.
В следущей статье, я опишу своё видение, свои планы, расскажу про приобретение донора для постройки, запчастей и многое другое.
Подписывайтесь если вам понравилась эта статья и моя идея постройки Frisco чоппера на хардтейле. Ставьте лайки и делитесь в комментариях своими мыслями, замечаниями о неточностях и информацией, с удовольствием дополню или исправлю статью, потому как повторюсь, информации очень и очень мало, а трудности перевода особенно на слух, имеют место быть.