Найти тему
Советская Эра

ХТЗ Т-125, давший жизнь трактору модели Т-150К. Вот почему «предка» Т-150К не пустили в производство

Любой человек, кто хоть раз наблюдал работу сельскохозяйственной техники знает, что из себя представляет модель Т-150К на колесном ходу.

Тем не менее, не все углублялись в историю тракторостроения, а, следовательно, не многие имеют представление о том, что перед ним была модель, которая производила куда более сильное впечатление, чем “150-тка”.

На снимках представлен ХТЗ Т-125 и речь в этом выпуске пойдет именно об этом красавце.

История тяговитых и выносливых сельскохозяйственных машин уходит корнями в заокеанские просторы. Там, на территории Америки подобные агрегаты впервые заметил Никита Сергеевич Хрущев. Они впечатлили его настолько, что в СССР он вернулся с идеей создания подобного трактора. Он наблюдал этих монстров за работой, общался с представителями разных организаций и понял, что советская промышленность должна оснащена такими машинами.

Решение Совета Министров СССР не заставило себя долго ждать. В начале 60-хх годов Харьковский Тракторный Завод получил директиву на создание трактора на колесном ходу. Требования были следующими:

  • Третий тяговый класс;
  • Мощность силовой установки -130 л.с.

Руководство и контроль по созданию трактора легли на плечи главного конструктора завода – А.А.Сошникова. Проект получил кодовое название – Т-125.

-2

В 1962 года завод явил миру первую партию предсерийных машин, после чего начались масштабные испытания, которые длились на протяжении двух лет. В процессе различных тестов выявлялись и устранялись конструктивные недоработки различных узлов и агрегатов техники.

Трактор разрабатывался не только для работы в полях. Также ему прочили работу по перевозке сверхтяжелых грузов, а также функционирование при проведении дорожных работ.

Главными достоинствами трактора служили колеса большого размера, высокий дорожный просвет для работы в различных условиях, ну и, конечно же, сочлененная компоновка. Благодаря этому трактор получил высокую маневренность и возможность выполнять развороты в ограниченном пространстве.

Тяговая нагрузка машины составляла, по разным оценкам, от десяти до двадцати тонн. При этом скорость составляла 30 км/ч.

-3

Подобными параметрами в то время обладал лишь К-700, которого создали в 1962 году.

Такие высокие характеристики сельскохозяйственного агрегата удалось получить путем установки дизельного двигателя АМ-03. Он был шестицилиндровым и имел систему водяного охлаждения, а монтировался в передней части трактора. Запуск двигателя осуществлялся пусковым механизмом при помощи электрического стартера.

Стоит отметить, что данный силовой агрегат имел схожие показатели дизелем ЯМЗ-236.

-4

Работала установка с механической коробкой переключения передач на четыре скорости главного хода и пониженным ходом. Также к трансмиссии монтировалась “раздатка” на два диапазона.

Узлы трактора получились крайне удачными и позволили работу в обширном диапазоне скоростей, а первые две передачи, не используя пониженный ряд, позволяли машине тянуть значительный вес – более трех тонн.

Спереди подвеска имела рессорную конструкцию, а задний мост имел жесткое крепление на полураму трактора.

-5

Имелась возможность выбора разного диаметра колеи – от 1630 до 1910 мм.

Сзади трактора монтировался мощностной вал, который питал различные узлы машины.

Исходя из большого потенциала трактора, его серийное производство так и не было налажено, и вот почему.

В советское время приоритет отдавался технике на гусеничном ходу. Они считались более эффективными в полевой работе.

Тогда считали неразумным налаживание производства дополнительных колесных машин.

Было принято компромиссное решение объединить две модели. Гусеничный Т-150 получил ряд характеристик от своего колесного предшественника.

Проведя переговоры и необходимые расчеты, больший приоритет решено было отдать в пользу гусеничных тракторов. На этом дальнейшую модернизацию Т-125 остановили, перенеся самые лучшие разработки на Т-150.

Трактор Т-127 для лесной промышленности
Трактор Т-127 для лесной промышленности

Известно, что к началу 70-хх годов было собрано порядка 200 экземпляров Т-125, однако нет данных о том, какое их количество дожило до наших дней.