Любой человек, кто хоть раз наблюдал работу сельскохозяйственной техники знает, что из себя представляет модель Т-150К на колесном ходу.
Тем не менее, не все углублялись в историю тракторостроения, а, следовательно, не многие имеют представление о том, что перед ним была модель, которая производила куда более сильное впечатление, чем “150-тка”.
На снимках представлен ХТЗ Т-125 и речь в этом выпуске пойдет именно об этом красавце.
История тяговитых и выносливых сельскохозяйственных машин уходит корнями в заокеанские просторы. Там, на территории Америки подобные агрегаты впервые заметил Никита Сергеевич Хрущев. Они впечатлили его настолько, что в СССР он вернулся с идеей создания подобного трактора. Он наблюдал этих монстров за работой, общался с представителями разных организаций и понял, что советская промышленность должна оснащена такими машинами.
Решение Совета Министров СССР не заставило себя долго ждать. В начале 60-хх годов Харьковский Тракторный Завод получил директиву на создание трактора на колесном ходу. Требования были следующими:
- Третий тяговый класс;
- Мощность силовой установки -130 л.с.
Руководство и контроль по созданию трактора легли на плечи главного конструктора завода – А.А.Сошникова. Проект получил кодовое название – Т-125.
В 1962 года завод явил миру первую партию предсерийных машин, после чего начались масштабные испытания, которые длились на протяжении двух лет. В процессе различных тестов выявлялись и устранялись конструктивные недоработки различных узлов и агрегатов техники.
Трактор разрабатывался не только для работы в полях. Также ему прочили работу по перевозке сверхтяжелых грузов, а также функционирование при проведении дорожных работ.
Главными достоинствами трактора служили колеса большого размера, высокий дорожный просвет для работы в различных условиях, ну и, конечно же, сочлененная компоновка. Благодаря этому трактор получил высокую маневренность и возможность выполнять развороты в ограниченном пространстве.
Тяговая нагрузка машины составляла, по разным оценкам, от десяти до двадцати тонн. При этом скорость составляла 30 км/ч.
Подобными параметрами в то время обладал лишь К-700, которого создали в 1962 году.
Такие высокие характеристики сельскохозяйственного агрегата удалось получить путем установки дизельного двигателя АМ-03. Он был шестицилиндровым и имел систему водяного охлаждения, а монтировался в передней части трактора. Запуск двигателя осуществлялся пусковым механизмом при помощи электрического стартера.
Стоит отметить, что данный силовой агрегат имел схожие показатели дизелем ЯМЗ-236.
Работала установка с механической коробкой переключения передач на четыре скорости главного хода и пониженным ходом. Также к трансмиссии монтировалась “раздатка” на два диапазона.
Узлы трактора получились крайне удачными и позволили работу в обширном диапазоне скоростей, а первые две передачи, не используя пониженный ряд, позволяли машине тянуть значительный вес – более трех тонн.
Спереди подвеска имела рессорную конструкцию, а задний мост имел жесткое крепление на полураму трактора.
Имелась возможность выбора разного диаметра колеи – от 1630 до 1910 мм.
Сзади трактора монтировался мощностной вал, который питал различные узлы машины.
Исходя из большого потенциала трактора, его серийное производство так и не было налажено, и вот почему.
В советское время приоритет отдавался технике на гусеничном ходу. Они считались более эффективными в полевой работе.
Тогда считали неразумным налаживание производства дополнительных колесных машин.
Было принято компромиссное решение объединить две модели. Гусеничный Т-150 получил ряд характеристик от своего колесного предшественника.
Проведя переговоры и необходимые расчеты, больший приоритет решено было отдать в пользу гусеничных тракторов. На этом дальнейшую модернизацию Т-125 остановили, перенеся самые лучшие разработки на Т-150.
Известно, что к началу 70-хх годов было собрано порядка 200 экземпляров Т-125, однако нет данных о том, какое их количество дожило до наших дней.