Разрабатываемый российский легкий тактический самолет ОКБ Сухого Сheсkmate (далее рабочее название – Су-75) уже получил за океаном имя собственное – «Крикун» (англ. «Screamer»), скорее всего за характерный внешний вид воздухозаборника. Однако это не официальная кодировка Альянса, поскольку у натовцев принято обозначать советские/российские истребители словом с первой буквой F (Felon, Fulcrum, Flanker).
Во время презентации Су-75 на МАКС-2021 стали известны основные характеристики и назначение самолета.
Как и предполагали авиалюбители, самолет создается, в первую очередь, для иностранных заказчиков, который не могут себе позволить по финансовым соображениям тяжелые истребители поколений 4+, 5. При этом по своим возможностям Су-75 должен вплотную приближаться к этим самолетам, уступая им разве что в дальности, массе полезной нагрузки и тяговооруженности. Главная сенсация внутри сенсации – цена машины.
«Стоимость нового российского истребителя Сheсkmate составит $25-30 млн», — заявил директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Стоимость эксплуатации тоже должна быть минимальной в своем классе.
Для примера, цена его одноклассника F-35 – $80-100 млн. Более того, российский самолет создается, чтобы конкурировать на мировых рынках с китайским Chengdu J-10. При этом последний является типичным однодвигательным самолетом 4-го поколения.
Впрочем, китайцы продолжают совершенствовать свою машину, пытаясь внедрить технологии малозаметности, РЛС с АФАР и т. д. Цена китайской машины – $30-40 млн в зависимости от «начинки».
Су-75 создается с использованием открытой архитектуры, что позволит продавать самолет в разных комплектациях, а также интегрировать иностранное оборудование по желанию заказчика.
Интересно, что без значительных изменений в конструкции самолет может быть представлен в трех вариантах: одноместный, двухместный (например, для учебных целей), беспилотный. Авиационные эксперты считают, что именно в беспилотной конфигурации самолет будут предлагать Министерству обороны РФ.
Однако, если самолет действительно получится таким дешевым, целесообразно будет рассмотреть возможность его применения для идентификации летательных аппаратов, сопровождения иностранных разведчиков, которых немало в последнее время развелось у наших границ, экономя таким образом ресурс «старших собратьев».
Конструкторы обещают широкое использование элементов искусственного интеллекта для реализации концепции «один летчик – два пилота». Алгоритм интеллектуальной поддержки должен освободить летчика от рутинных операций. Боевая интеллектуальная система тактического уровня (БИС-ТУ) уже реализована на Су-57, что позволяет говорить о «втором пилоте» в одноместном самолете.
Комплекс БРЭО Су-75:
· РЛС с АФАР;
· круговая оптическая и радиотехническая разведка (распределенные по планеру);
· встроенные комплексы радиоэлектронного противодействия;
· оптико-локационная станция (ОЛС) для работы по воздушным и наземным целям;
· широкополосная связь;
· БИС-ТУ.
Летно-тактические характеристики:
· скорость 1,8М;
· боевой радиус – 1,5 тыс. км;
· укороченный взлет-посадка;
· длительный сверхзвуковой полет;
· боевая нагрузка – 7000+ кг;
· размещение бомб и ракет как внутри фюзеляжа, так и на внешних подвесках;
· 5 точек подвески внутри фюзеляжа.
В данный момент, скорее всего, на образце установлен один из вариантов двигателя АЛ-41Ф, однако в будущем на нем появится «Изделие 30». Возможно, двигатель тоже можно будет выбирать по желанию заказчика.
Еще одна интересная деталь кроется в названии системы логистической поддержки – Matreshka, которое намекает на принцип работы этой поддержки.
Вооружение
· свободнопадающие бомбы (ФАБ, РБК);
· блоки НАР (С-8, С-13);
· корректируемые авиабомбы КАБ-250ЛГ-Э, К08БЭ, К29БЭ;
· ракеты воздух-поверхность Х-58УШКЭ, Х-35, Х-31ПД, Гром-Э1 и Э2;
· ракеты воздух-воздух РВВ-МД, РВВ-СД.
Сроки разработки:
2023 – первый полет;
2024-2025 – сборка опытных образцов;
2026 – предварительное заключение;
2027 – государственные совместные испытания;
За 5,5 лет «Ростех» обещает реализовать проект.
На наш взгляд, правильная идея – рассматривать в качестве главного конкурента на рынке вооружений именно Китай, поскольку они умеют делать максимально быстро, дешево, при этом качество у китайцев постоянно растет.
Если ОАК вложится в заявленные сроки, цену и реализует то, что было обещано в презентации – это будет хит продаж.