В небе Испании во время гражданской войны СССР и Германия обкатывали свою военную технику.
Первым серийным истребителем Мессершмитта стал Bf 109B-1, они имел лучшие летные характеристики, чем биплан He 51, также он отличался по управляемости. Выяснилось, что истребитель резко опускает крыло при взлете и посадке, чтобы этого избежать нужно было точнее работать рулем, это исключало опускание крыла.
На больших скоростях при выпуске предкрылков самолет валился в штопор, опытный пилот мог распознать приближение опасного режима. Если пилот резко работал рулями на большой скорости, это вызвало тряску элеронов и самолет раскачивался как маятник. Парировать это можно было рулем направления.
Фюзеляж Bf 109B-1 был овальный из двух половин, соединенных сверху и снизу. Каждая половина собиралась из продольных лонжеронов и поперечных шпангоутов, через которые проходили стрингеры. Однолонжеронное крыло крепилось к фюзеляжу на трех точках. Задняя кромка крыла представляла собой щелевой закрылок или элерон. На передней кромке были автоматические предкрылки. Стабилизатор имел один подкос. Основные стойки шасси убирались гидроприводом.
Маслорадиатор переместили из под мотора под крыло. Мотор "Юмо" 210Da имел взлетную мощность 680 л. с., винт двухлопастный деревянный фиксированного шага.
На высоте 2 700 м был 5 минутный форсированный режим на 640 л. с., в номинальном режиме мощность была 575 и 510 л. с. Фюзеляжный 250-литровый бак был впереди и под пилотом. У летчика был прицел "Реви" IIIa, вооружался самолет двумя синхронными пулеметами на картере двигателя. Был и третий пулемет, который стрелял через втулку винта, но он грелся и заедал и самолеты поставляли без него. Радиостанцию тоже не ставили.
Всего выпустили не больше 30 B-1.
На этом этапе "Мессершмитт" не имел еще решающего преимущества перед И-16.
К тому же в СССР постоянно предпринимались попытки увеличить скорость и скороподъемность И-16.
И-16 тип 5 с мотором М-25А мощностью 730 л. с., имел максимальную скорость у земли 390 км/ч, на высоте 445 км/ч. Практическая дальность была 540 км. Скороподъемность 850 м/мин, практический потолок 9 100 м. Вооружался двумя 7,62-мм пулеметами ШКАС.
И-16 тип 5, в момент своего появления в небе Испании, он превосходил устаревшие самолеты противника, особенно в вертикальном маневре.
Небольшой серией выпустили И-16 тип 6, отличавшийся неподвижным козырьком вместо фонаря, это стало шагом назад по сравнению с предыдущими модификациями. Открытый козырек снижал максимальную скорость.
Тип 6 получил мотор М-25А мощностью 730 л. с., развивал максимальную скорость у земли 390 км/ч, на высоте 445 км/ч. Практическая дальность 540 км. Скороподъемность 850 м/мин. Вооружался двумя пулеметами ШКАС.
Бои в Испании потребовали усиление вооружение, появилась четырехпулеметная модификация И-16 тип 10 с мотором М-25 (700 л. с.). Максимальная скорость у земли 398 км/ч, на высоте 448 км/ч. Практическая дальность 525 км. Скороподъемность 882 м/мин. Время виража 16 - 18 сек.
В тот момент возможности И-16 и Bf 109 были примерно равны, но до высоты 3 000 м, чем выше, тем хуже работал двигатель советского истребителя, а немецкий мотор сохранял свою мощность на высотах до 5 000 м.
В 1938 г. в Испанию отправился И-16 тип 12 с мотором М-25А с 730 л. с. Максимальная скорость у земли 393 км/ч, на высоте 431 км/ч. Скороподъемность составила 688 м/мин. Он получил 2 крыльевые 20-мм пушки ШВАК и 2 крыльевых пулемета ШКАС.
Разновидностью типа 10, тоже с двумя пушками и двумя пулеметами стал И-16 тип 17, он получил мотор М-25В с 750 л. с. Максимальная скорость у земли 385 км/ч, на высоте 425 км/ч. Скороподъемность упала до 688 м/мин.
Предпринимались попытки увеличить дальность полета самолета, эта модификация с подвесными фибровыми 100-литровыми баками получила обозначение И-16 тип 20. У него
Наконец-то был готов более мощный мотор М-62, его сразу установили на "ишака".
С мотором М-62 с 800 - 1 000 л. с. И-16 тип 18 достиг скорости 465 км/ч. Скороподъемность 1 064 м/мин.
И-16 тип 24 с мотором М-63 с 900 - 1 100 л. с. должен был развить скорость 515 км/ч, в реальности удалось достичь 489 км/ч и то на высоте. Скороподъемность 882 м/мин.
И-16 тип 27 был типом 17 у которого мотор М-25В заменили на М-62. Планер использовался от тип 18, но с вооружением типа 17. Мотор поставили 800-сильный М-62, из-за его прожорливости на самолёт подвесили 200-литровые баки.
Он развивал максимальную скорость у земли 413 км/ч, на высоте 461 км/ч. Дальность составила 485 км. Скороподъемность 1034 м/мин. Самолет мог забираться на 9,3 км высоту. Вооружен он был двумя ШВАКами и двумя ШКАСами.
Один плюс все же был, более мощный мотор повысил скороподъемность самолета.
Оппонент Bf 109B с мотором "Юмо" 210Da мощностью 680 л. с. максимальная скорость на высоте 463 км/ч, у земли 406 км/ч. На 5 000 м забирался за 13 мин. Скороподъемность 612 м/мин.
Видимо B-1 сбил летчик Черных, немецкий пилот завидев И-16 решил уйти в облака, но не учел, что "ишак" имеет лучшую скороподъемность, советский истребитель догнал врага на вертикали, открыл огонь и самолет противника взорвался в воздухе.
Самолет этого типа удалось захватить и переправить в СССР, там пришли к выводу, что новый немецкий истребитель уступает советским машинам.
Bf 109B-2 появился летом 1937 г., он получил металлический винт изменяемого шага VDM лицензионный "Гамильтон". Двигатель тот же.
Этот самолет показал свое явное преимущество перед советскими И-15 и И-16.
Немецкие истребители помимо борьбы за господство в воздухе, сопровождали бомбардировщики, штурмовали наземные цели для прикрытия своих войск.
Лейтенант Бальтхазаз сбил за 21 день 21 вражеский самолет. Один раз за 6-минутный бой он сбил 4 И-16.
Немецкая пропаганда всячески превозносила новый самолет, его продемонстрировали в Швейцарии летом 1937 г. Туда прибыли два самолета V8 и V9 c с мотором Юмо 210Ga с непосредственным впрыском топлива, третьим был B-2 без оружия, четвертым и пятым были V10 и V13 с "Даймлер Бенцом" DB 600Aa.
И-16 в Испании пришлось нелегко, основным тактическим приемом "ишаков" (прозвище И-16 в СССР) был оборонительный круг, как у устаревших самолетов. И-16 мог только огрызаться надеясь на свою горизонтальную маневренность.
Как-то увеличить скорость было невозможно, плоский лобовой срез повышал сопротивление воздуха, как и непропорциональное большое крыло, задняя центровка мешала точной стрельбе, самолет все время "рыскал". К тому же после того, как выяснилось, что закрытый фонарь на больших скоростях не открывается летали с открытым.
За модификацией "Бруно" последовал "Цезарь" Bf 109C.
"Цезари" пошли в войска весной 1938 г. У них были моторы "Юмо" 210Ga с радиатором большого сечения и другими выхлопными трубами.
Он в дополнение к двум фюзеляжным синхронным пулеметам (по 500 патронов на ствол) получил два крыльевых пулемета по 420 патронов на ствол. Также истребитель получил радиостанцию FuG 7 R/T
Bf 109C-1 сразу отправили в состав легиона "Кондор", 109B "Бруно" стали заменять на "Цезари". Позже появился Bf 109C-2 с пятым пулеметом, стреляющим через кок винта, к тому времени добились необходимого уровня надежности.
Наличие радиостанции давало преимущества в воздушном бою или при нанесении ударов по наземным целям.
Bf 109C c "Юмо" 210Ga с мощностью 700 л. с., развивал максимальную скорость на высоте 468 км/ч, у земли - 418 км/ч. Практическая дальность 650 км, максимальная скороподъемность 571 м/мин, практический потолок 8 400 м.
За "Цезарем" последовал Bf 109D или "Дора".
На Bf 109D ставили двигатели "Юмо" 210Da, без системы непосредственного впрыска топлива. Планер стал прочнее и тяжелее. Крыло получило более мощные полки лонжерона.
Максимальная скорость составила 450 км/ч, у пилота появился прицел Revi C/12D, выхлопные патрубки стали как у позднего Bf 109Е.
Фюзеляжный бак увеличили до 400 л., бронирования не было, вооружался самолет четырьмя пулеметами, два в крыле и два в фюзеляже. У фюзеляжных было по 500 патронов на ствол, у крыльевых по 420 патронов на ствол.
Скороподъемность самолета была лучше, чем у 109B. На высокой скорости истребитель сваливался в штопор, перед этим машина предупреждала пилота о приближении опасного режима тряской элеронов.
В начале 1938 г. выпустили установочную партию "Дор", они использовались для экспериментальной и опытной отработки "Мессершмиттов", уже серии E.
Bf 109D с мотором "Даймлер Бенц" 600Aa мощностью 986 л. с. развивал максимальную скорость на высоте 570 км/ч, у земли 475 км/ч. Практическая дальность была 560 км, максимальная скороподъемность 910 м/мин, практический потолок 10 000 м.
С вооружения машины сняли в конце 1940 г., в польской кампании некоторые самолеты успели повоевать как штурмовики.
После "Доры" настало время "Эмиля" Bf 109E, который и стал главным противником союзных ВВС в 1939 - 1940 гг.
Самолет Bf 109Е-1 получил мотор "Даймлер Бенц" DB 601 (взлетная мощность 1 050 л. с.) с системой непосредственного впрыска топлива и гидромуфтой в приводе нагнетателя. Двигатель был более надежным, чем у предшествующих модификаций. У самолета был винт VDM изменяемого шага. Он получил приемо-передающую радиостанцию FuG 7. Пилот не был никак защищен, а бензобак не был протектирован.
Вооружался "Эмиль" двумя 7,92-мм пулеметами в корпусе с двумя такими же пулеметами в консолях крыла. В корпусе боекомплект был 1 000 патронов на ствол, в крыле по 420. Трассы пушек и пулеметов сводились на 200 м.
Истребитель развивал максимальную скорость 548 км/ч, крейсерская скорость была 477 км/ч. Практическая дальность была 660 км. Максимальная скороподъемность составила 930 м/мин. Практический потолок 10 500 м.
Осенью 1939 г. пошел в производство E-3, он сменил Е-1, крыльевые пулеметы поменяли на 20-мм пушки MG FF с боекомплектом 20 снарядов на ствол. Для пушек поставили обтекатели на нижней стороне крыла.
Секундный залп пушек и пулеметов был 2,2 кг.
В частях выявилась проблема перегрева пушек, задержек и большой отдачи и их часто демонтировали.
Мотор с непосредственным впрыском топлива мог стабильно работать при отрицательных перегрузках, которые возникали когда самолет переходил в пикирование из горизонтального полета. У карбюраторных моторов возникали с этим проблемы.
По опыту боев во Франции фонарь кабины E-3 получил усиленный переплет, пилот был защищен 8-мм бронеспинкой весом 24 кг. Чуть позже в откидной части фонаря появился 13-кг бронезаголовник. От мотор-пушки MG/FF стреляющей через кок винта отказались окончательно.
Как видим за счет более мощного моторостроения и прогрессивной в целом конструкции Bf 109 немцы вырвались вперед.
E-3 попал в руки французов и англичан. Во Франции "Мессершмитт" сравнили со своими истребителями "Деваутин" D-520, "Блох" MB-174 и "Потез" 63-11, да он превосходил их в летных данных, но не абсолютно. По результатам английских испытаний, выяснилось, что "Харрикейн" превосходит немца только в горизонтальной маневренности на малых высотах, уступал ему и "Спитфайр" 1.
И-16 даже с 800 - 1 000-сильными моторами начинал отставать в максимальной скорости.
Спасибо за прочтение.
***
Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.
***