Найти тему
Судострой

Завершено докование единственного в мире атомного контейнеровоза "Севморпуть"

Для сторонников атомной энергетики есть хорошие известия. В Санкт-Петербурге наконец завершилось докование атомного лихтеровоза-контейнеровоза "Севморпуть" на Канонерском судоремонтном заводе (КСЗ).

"Севморпуть" в плавучем доке Канонерского завода / Фото: Судострой
"Севморпуть" в плавучем доке Канонерского завода / Фото: Судострой

В Северную столицу судно внепланово пришло ещё в декабре 2020 года после повреждения единственного гребного винта у берегов Африки во время рейса в Антарктиду. Предыдущее докование «Севморпуть» проходил на том же КСЗ в период с декабря 2019 года по февраль 2020 года.

В декабре 2020 года планировалось, что судно оперативно встанет в плавучий док №5 КСЗ и в течение двух месяцев будут выполнены работы по ремонту винто-рулевой группы. Как ранее рассказывал канал «Судострой», были запланированы демонтаж, разборка, дефектация, ремонт, сборка и монтаж рулевого устройства, линии валопровода и самого четырёхлопастного гребного винта регулируемого шага.

Для выполнения этих операций требовалась специальная оснастка из-за массово-габаритных характеристик оборудования. Так, вес гребного винта в сборе превышает 70 тонн, диаметр – 6,7 м. Масса одной лопасти составляет более 8 тонн. Гребной вал весит 70 тонн, а перо руля – 60 тонн.

Ещё одна сложность заключалась в габаритах судна и дока. По данным КСЗ, грузоподъёмность дока №5 составляет 35,6 тыс. тонн, длина стапель-палубы – 246,4 м, ширина – 35,4 м, наибольшая глубина над кильблоками – 10,5 м.

По данным судовладельца ФГУП «Атомфлот», доковый вес «Севморпути» составляет около 36 тыс. тонн при длине 260 м, ширине 35 м и осадке 8 м. В зимнее время постановку судна в док осложняло наличие льда на стапель-палубе.

Видимо, по указанным причинам провести докование зимой не получилось. Атомный гигант был поднят в док в апреле 2021 года. К слову, для постановки судна в док и вывода привлекались специалисты Крыловского государственного научного центра.

Модель атомного лихтеровоза-контейнеровоза "Севморпуть" / Фото: Судострой
Модель атомного лихтеровоза-контейнеровоза "Севморпуть" / Фото: Судострой

На момент написания данной статьи, в начале июля 2021 года, «Севморпуть» был ошвартован у причала Балтийского завода. Хочется надеяться, что это означает, что работы по ремонту винто-рулевой группы прошли успешно. Судя по опыту ремонта «Севморпути» в конце 2019 года, на Балтийском заводе судно пробудет несколько недель. После подготовки и пуска ядерной энергетической установки судно сможет отправиться в рейс.

А планы на 2021 год по использованию единственного в мире торгового судна с ядерной энергоустановкой у госкорпорации «Росатом», в состав которой входит ФГУП «Атомфлот», были довольно значительные. Так, с 16 июня по 15 ноября атомоход должен был совершить четыре рейса по доставке рыбной продукции из Петропавловска-Камчатска в Санкт-Петербург. Наверняка, запланированы и другие рейсы для атомного контейнеровоза.

Именно контейнеровоза. После восстановительного ремонта и модернизации в 2010-х годах в материалах «Росатома» судно «Севморпуть» классифицируется как контейнеровоз. В том числе, и в регистровой книге Российского морского регистра судоходства в качестве основного типа судна указано «контейнерное». Хотя изначально с момента постройки на Керченском судостроительном заводе им. Б.Е. Бутомы в 1988 году это был лихтеровоз.

Вместе с тем, после модернизации возможность работы с лихтерами (до 74 единиц) сохранилась. Контейнеровместимость «Севморпути» при этом составляет 1336 TEU. Показатель по современным меркам не самый выдающийся, зато судно обладает неограниченной дальностью хода и может обеспечить выгрузку на ледовый припай.

Впрочем, ответа на главный вопрос, что же всё-таки произошло осенью 2020 года с винтом атомохода, прошедшим менее года до этого доковый ремонт, пока что нет. Стоит дождаться оглашения итогов работы комиссии, созданной по этому поводу.