В конце 30-х гг. германские пропагандисты широко разрекламировали свой самолет Bf 109D (или "Дора") с мотором DB 600А (взлетная мощность 950 л. с.), на деле эти моторы предназначались для бомбардировщиков He 111. А на Bf 109 поставили только три мотора на трех опытных экземплярах. К тому же в то время он был недоведен.
А на Bf 109D ставили двигатели "Юмо" 210Da, без системы непосредственного впрыска топлива, которую немцы так расхваливали.
Как видим, проблемы в моторостроении были и у Германии.
Планер Bf 109D усилили, он стал тяжелее. Крыло получило более мощные полки лонжерона, а хвостовая опора, которая ранее состояла из двух силовых элементов - основной опоры и подкоса, она превратилась в "свободнонесущую".
Максимальная скорость по сравнению с Bf 109В-2 упала до 450 км/ч. У пилота появился прицел Revi C/12D, конструкция выхлопных патрубков стала как у более позднего Bf 109Е.
Фюзеляжный бак, который повторял контур сиденья пилота, увеличили до 400 л. Брони никакой не ставили. Вооружался самолет четырьмя пулеметами, два в крыле и два фюзеляже. У фюзеляжных было по 500 патронов на ствол, у крыльевых по 420 патронов на ствол.
Выяснилось, что взлет с опущенными на 20 градусов закрылками на Bf 109D был чрезвычайно коротким, а скороподъемность лучше, чем у 109B. Летные данные на боевой высоты посчитали удовлетворительными, хотя самолет имел довольно высокую скорость сваливания. Перед сваливанием в штопор у машины начинали трястись элероны, пилот мог вовремя среагировать.
Угол отклонения элеронов кинематически увязывался с положением закрылков, элероны зависали на 11 градусах при выпуске последних. Изменяя угол установки стабилизатора от - 8 градусов до + 3 градусов можно было скомпенсировать чрезмерно переднюю или заднюю центровку.
В начале 1938 г. выпустили установочную партию "Дор". Они потом использовались для экспериментальной и опытной отработки "Мессершмиттов", в основном серии E.
За ними со сборочных линий стали выходить Bf 109D-1, они пошли в группу I/JG131 весной 1938 г., летом их отправили в Испанию.
В 1938 г. немцам удалось ввести в заблуждение двух американских пилотов, которым вместо Bf 109D подсунули опытные машины с более мощным мотором. Отзывы были восторженные.
Вряд ли их восхитила устаревающая "Дора", которая по скорости и скороподъемности не ушла от советского И-16.
В то время у немцев был опытный Bf 109V13 с форсированным двигателем DB 601, его ресурс упал до 20 ч, но зато мощность выросла до 1 650 л. с., он дал Германии мировой рекорд скорости - 611 км/ч.
Воевал Bf 109D-1 недолго, хотя он до снятия с вооружения в конце 1940 г. побывал в довольно большом числе частей. Они были в 1-й группе JG 131, потом ее переименовали в I/JG 130, затем переименовали еще раз в I/JG 1. До начала польской кампании эта группа сменила свои Bf 109D на Bf 109E. Недолго "Доры" прослужили в I/ZG 1. Весной и летом 1939 г. их сменили на Bf 110. Дольше самолет служил в 2-й и 26-й эскадрах "охотников".
Весной 1939 г. группа I/ZG 2 (бывшая I/JG 231) сменила свои Bf 109B на Bf 109D-1. Это была единственная часть использовавшая "Доры" в польской кампании, под обозначением J.Gr.102. Группа должна была прикрывать Ю-87B и Хеншели 123А, но из-за слабого противодействия польских истребителей, самолеты использовались для штурмовки наземных целей.
После окончания войны с Польшей группа сменила Bf 109D-1 на Bf 110. ZG 26 "Хорст Вессель" (бывшая 142-я эскадра тяжелых истребителей) имела в одной эскадрилье 1-й группы Bf 109D-1, в польской кампании эскадра не воевала и до конца года была перевооружена на Bf 110C-1.
В первые недели боев сформировали 2-ю группу 52-й истребительной эскадры, которая получила Bf 109D-1 из I/ZG 1. Все "Доры" вытесняли с вооружения истребительных эскадр и эскадр "охотников".
Летом 1939 г. сформировали эскадрилью ночных истребителей 10.(Nacht)/JG 26, которая отрабатывала тактику ночного перехвата.
Первоначально это подразделение вооружили Ar 68 и Bf 109B, а позже Bf 109C. К концу августа 1939 г. сформировали вторую ночную эскадрилью 10.(Nacht)/JG 2 с Bf 109C.
В ноябре 1939 г. 10.(Nacht)/JG 26 вошла в эскадру "Шумахер", до конца года пришла эскадрилья 11.(Nacht)/JG 2 с Bf 109D-1. Эти две эскадрильи свели в IV/JG 2, потом к ним присоединилась третья - 10.(Nacht)/JG 26 (тоже с "Дорами").
Bf 109D-1 прослужили в ПВО северной Германии до середины 1940 г., а потом были сняты с вооружения.
Bf 109D с мотором "Даймлер Бенц" 600Aa мощностью 986 л. с. развивал максимальную скорость на высоте 570 км/ч, у земли 475 км/ч. Практическая дальность была 560 км, максимальная скороподъемность 910 м/мин, практический потолок 10 000 м.
Спасибо за прочтение.
Источник: Уголок неба.
***
Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.
***
Закажите по ссылке и промокоду PF11611 до 31.07.21 бесплатную Кэшбэк Карту надежного банка Райффайзенбанка, кэшбэк составляет 1,5 % от покупок, кэшбэк без ограничений по сумме в месяц. Кэшбэк приходит на карту живыми деньгами в начале каждого месяца. Успейте получить кэшбэк 500 руб. при тратах от 500 руб. Обслуживание карты бесплатное навсегда. Как и доставка курьером.
***